Чье золото выставляется на эрмитаже

Золотой кладовой Эрмитажа 20 лет

По этому случаю Travel Media Club организовал совместно с Государственным Эрмитажем экскурсию в одну из двух сокровищниц Галереи драгоценностей – Золотую кладовую. Бриллиантовую – запланировали на осень. Эрмитажное собрание произведений ювелирного искусства считается одним из крупнейших в мире!

Недавно Золотая кладовая отметила 20-летие со дня открытия новой формы хранения и экспонирования коллекции русской Императорской фамилии. До того, это была тайна за семью печатями, куда попасть можно было только в составе зарубежных или представительских делегаций и это имидж сохранился за хранилищем на долгие годы.

Сегодня посетить Галерею драгоценностей может любой желающий, проявив нехитрые организационные действия. О них мы расскажем ниже, а пока – главное. В Золотой кладовой представлены уникальное собрание золота скифских царей, сарматов, Сибирская коллекция Петра Великого, изумительные по красоте и технике исполнения изделия мастеров Древней Греции. Отдельные залы отведены дипломатическим подаркам – великолепным произведениям декоративно-прикладного искусства Востока.

Первый зал анфилады глухих комнат Золотой кладовой мгновенно ослепляет блеском благородного металла и совершенством изделий,. Перед нами – коллекции скифских древностей VII–IV веков до н. э., и ее знаменитый «летящий олень», ставший символом Эрмитажа
Все эти предметы был найдены в результате раскопок курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма, проводившиеся по мере развития археологии с XVIII по XX век.

Интересно разглядывать детали отделки некоторых произведений и изображения конкретных сцен из жизни кочевников, отмечая самобытность «звериного» стиля. Отдельного внимания заслуживают вещи, созданные для скифской знати греческими мастерами из соседних северопричерноморских полисов.

Определенное влияние на стиль декора изделий внесли и персидские мастера, после того, как скифы значительно расширили свои территории, завоевав Кавказ и Персию.

Среди этих редчайших изделий выделяется золотой гребень из кургана Солоха, также поражают совершенством формы драгоценные сосуды из курганов Куль-Оба и Частые.
Как известно, скифских вождей нередко хоронили вместе с их женами, слугами, оруженосцами, конюхами и лошадьми. В погребальных усыпальницах были обнаружены разнообразные образцы вооружения, конская упряжь, предметы домашнего обихода, парадная посуда и украшения.

Очень показательно выглядят некогда грозные клинки и топоры, в которых за 2,5 тысяч лет полностью разрушился металл, но золотая отделка осталась невредимой. Наши предки хорошо знали «вечные» свойства золотых сплавов, поэтому предпочитали их всем остальным ценным металлам.

Чаще всего золото варили с никелем, медью, цинком, серебром, кобальтом и т.д. От этого зависел оттенок его желтого цвета.

В Золотой кладовой хранится самое раннее археологическое собрание России – Сибирская коллекция Петра I, представляющая находки из курганов Западной и Южной Сибири, добытых в первой четверти XVIII века во время раскопок черными копателями, которые беспощадно разрушали древние погребальные памятники.
Некоторые изящные вещицы совершенно случайно попали к Петру и, оценив их художественный уровень, царь повелел запретить разграбление курганов, а все найденные «бугровщиками» ценности выкупать в казну и пересылать в Санкт-Петербург.

Сибирская коллекция включает около 250 художественных изделий из золота, многие из них уникальны и признаны специалистами как шедевры древнего искусства VIII века до н. э. – II века н. э. Большинство предметов выполнено в скифо-сибирском «зверином» стиле – нападение волков на пантер, сцены охоты и кочевой жизни.
Это собрание не имеет себе равных по количеству и разнообразию типов украшений, характерных для ранних евразийских кочевников, оно продолжало пополняться и в послепетровскую эпоху, вплоть до начала XX века.

Второй зал Золотой кладовой содержат памятники сарматской эпохи (II века до н. э. – IV века н. э.), обнаруженные на разных территориях, включая Нижнее Поволжье, Нижнее Подонье, Поднепровье и Кубань.

Основу этой экспозиции составляет клад, обнаруженный в 1864 году при строительных работах в Новочеркасске. Золотые украшения и сосуды, были найдены в четырех комплексах в насыпи, разграбленного еще в древности кургана Хохлач.
Богатое погребение видимо принадлежало женщине-жрице, о чем свидетельствуют найденные здесь золотые гривны, браслеты, диадемы и прочие украшения, выполненные в сарматском «зверином» стиле. Он характеризуется стилизованным изображением животных, а также использованием цветных вставок, преимущественно из бирюзы.

Читайте также:  Если наклонить трубку торричелли что произойдет со столбиком ртути ответ

В богатых погребениях сарматских вождей от Нижнего Урала до Нижнего Дуная нередко встречалась римская серебряная с позолотой посуда, чеканные сосуды, кубки и т.п . В захоронениях всадников были также найдены отделанные золотыми накладками оружие, детали доспехов, конное снаряжение, демонстрирующие высокий уровень военного дела. Ведь тяжеловооруженная сарматская конница в начале прошлого тысячелетия считалась практически непобедимой.

Центр экспозиции – корона, отделанная полудрагоценными камнями, камеей и золотым «звериным» литьем. Некоторые детали в ней утрачены, и по общему состоянию венца исследователи сделали вывод, что она носилась несколькими поколениями правителей и, видимо, была у них очень популярной.

В начале нашей эры новая волна кочевников-гуннов сменила в Северном Причерноморье сарматов. Об их этнографических особенностях свидетельствуют женские украшения – диадемы, ожерелья, серьги и крупные височные подвески-колты, выполненные в ярком многоцветном стиле из золота с цветными вставками из полудрагоценных камней – бирюзы, граната, сердолика, реже янтаря.
Мастера смело сочетали новые формы, неизвестные ранее в Восточной Европе, с традиционной техникой боспорского ювелирного искусства. Это говорит о тесном взаимодействии культурных традиций варваров-кочевников и оседлого населения городских центров Северного Причерноморья в эпоху Великого переселения народов.

В Золотой кладовой также широко представлены драгоценные экспонаты Древней Греции. Её жители были страстными поклонниками золота, и наделяли его магической силой, способной защищать хозяев при жизни и после смерти. Именно поэтому все ювелирные изделия погребались вместе с усопшим. Но еще при жизни, эллины стремились увешать себя золотом с головы до ног, поэтому власти вынуждены были контролировать эту одержимость, издав ограничивающий закон.

Спрос рождает предложение и развивает ювелирное ремесло. Греческие мастера до сих пор удивляют специалистов своим умением выполнять тончайшие узоры и хитросплетения золотых нитей без увеличительных приборов.

Сегодня посетители имеют возможность рассмотреть мелкие изделия и виртуозность работы древнегреческих ювелиров под увеличительными стеклами, установленными прямо в витринах.

Наибольший интерес представляют характерные для греческой культуры перстни-печатки и подвески-инталии, которые использовали в качестве личной печати, а также украшения и амулеты, на которых чаще всего изображались боги и богини. Эти предметы были найдены в Пантикапее – столице Боспорского царства (под Керчью).

Греческие модницы любили украшать золотом голову, закрепляя свои прически шпильками и оформляя из изящными диадемами. На свадьбу невесты надевали золотые короны с лиственным декором и изображением богини Ники.

Прощаясь с покойником, греки накладывали ему на глаза и рот золотые бляшки, дабы злые духи не могли проникнуть из загробного мира к живым. Видимо, для этих же целей служила золотая маска, найденная в 1837 году в гробнице Рескупорида в окрестностях Керчи. По одной из версий, маска укрывала лицо боспорской царицы, потому что найденный скелет в каменном саркофаге был усыпан бляшками из золота, на голове – золотой венок, вокруг оставлены ценные вещи. Ученые предположили, что это жена Рескупорида, но позже засомневались. До сих пор не понятно мужская это маска или женская, почему она такая подробная (до припухлости век), чему служила и кому?
Вопросов пока больше, чем ответов.

Проходим дальше и попадаем в залы дипломатических подарков, полученных в разные годы русской Императорской фамилией от высоких посольств и правителей Восточных стран. Среди них, богато украшенные самоцветами сокровища Великих Моголов – дары правителя Ирана Надир-Шаха русскому Двору, великолепные образцы парадного оружия,
редкие по качеству эмали.
Здесь же представлена роскошная коллекция индийского ювелирного искусства XVII века – коробочки, подносы, сосуды, дорогие клинки. Все изделия невероятно богато украшены, они буквально сплошь усыпаны драгоценными камнями, затмившими своим блеском и цветом золотую основу.

Завершающий зал Золотой кладовой посвящен декоративно-прикладному искусству Поднебесной. Китайские предметы, как диковинки стали привозить в Санкт-Петербург еще при Петре I. Они говорили о широте взглядов и вкусов хозяев первых дворцов северной столицы, сподвижники Петра стремились украшать интерьеры заморскими вазами, мелкой пластикой, шкатулками. Большая коллекция золота и серебра Китая, в том числе редкие образцы филигранной работы, пополнили Галерею драгоценностей при Екатерине II.

Читайте также:  Как на золоте сделать деньги

Из того, что сегодня выставлено в витрине, более всего впечатляет: китайские шпильки для волос с «пейзажным» навершием и потрясающий жезл «жуи» из нефрита – самый загадочный и благоприятный символ власти. В переводе с китайского «жуи» означает «будет, как пожелаешь», отсюда и предназначение – исполнение желаемого. В период правления династии Цин ювелирные жезлы «жуи» были самым желанным подарком на свадьбу или дни рождения в императорских семьях.

Как попасть в Золотую кладовую Эрмитажа?
Только в составе группы с экскурсионным обслуживанием по расписанным сеансам. Лучше позаботиться об этом заранее на сайте музея, так как в день проводится 6-8 экскурсий и желающих всегда немало.
Экскурсионные путевки также можно приобрести в кассах музея в день посещения.

Необходимо приобрести два билета:

Один на вход в Эрмитаж: 400 руб. для граждан РФ и Беларуси, для всех остальных – 700 руб. Бесплатный проход для детей и студентов (вне зависимости от гражданства) и для пенсионеров РФ.
Билет экскурсию в Золотую кладовую 350 руб. без льгот для детей, студентов и пенсионеров.

Время работы Галереи драгоценностей:
вторник-суббота 11.00 – 16.00
воскресенье 11.00 – 15.00

Источник

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа – билеты и часы работы в 2022 году

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа – это собрание ювелирных шедевров, начиная с находок из скифских курганов и до коллекций, принадлежавших российским императорам и императрицам в XVIII-XX веках.

Эпидемия коронавируса повлияла на работу всех музеев России. Изменились и условия посещения Государственного Эрмитажа.

Новые правила посещения

Движение экскурсий и отдельных посетителей предусмотрено по определенным маршрутам.

Посещение Золотой и Бриллиантовой кладовых галереи драгоценностей Эрмитажа в Санкт-Петербурге организовано только экскурсионно и точно во время, указанное в приобретенных билетах. Максимальное число человек уменьшено до 10. После завершения осмотра сокровищ предоставляется возможность продолжить индивидуальное путешествие по Эрмитажу в соответствии с маршрутом №1.

По истечении 2 часов пребывания в Эрмитаже в целом посетители обязаны его покинуть.

В связи с постоянно меняющейся ситуацией по коронавирусу, при планировании посещения Бриллиантовой кладовой на официальном сайте музея необходимо отслеживать условия проведения экскурсий. В начале 2022 года бронь билетов выкладывается только на неделю вперед. Эксклюзивные маршруты исчезают из продажи моментально.

Дни и часы работы в 2022 году

Эрмитаж открывается в 11-00. Вход в него – у главной арки Зимнего дворца со стороны площади. Рекомендуется подходить за 15 минут до начала экскурсии для предъявления электронных билетов и подтверждения права на льготное обслуживание (при необходимости).

В Бриллиантовой кладовой Эрмитажа экскурсии проводятся по графику:

Для всех желающих
Вторник, четверг воскресенье 11-15, 11-45, 12-15, 12-45, 13-15, 13-45, 14-15, 15-15, 15-45, 16-15, 16-45
Среда, пятница, суббота 17-15, 17-45
Для льготников (по спец. предложению)
Вторник, четверг воскресенье 11-15, 12-15, 13-15, 14-15, 16-15.
Среда, пятница, суббота 17-15

Общие выходные дни в музее – по понедельникам, а также 1 января и 9 мая.

Стоимость билетов и порядок их приобретения

Для граждан России стоимость билета в Бриллиантовую (алмазную) кладовую Эрмитажа в Санкт-Петербурге с посещением других залов по маршруту №1 составляет 1000 руб. Дети до 7 лет проходят бесплатно.

В музее существует специальное предложение для льготных категорий стоимостью 500 руб.:

  • студентам;
  • пенсионерам;
  • инвалидам I и II групп и их сопровождающим;
  • курсантам военных учебных заведений России;
  • детям от 7 до 18 лет.

На входе в музей необходимо предъявить документы, подтверждающие право пользования спецпредложением. Родителям достаточно иметь с собой паспорт, где вписаны дети, либо показать их свидетельства о рождении.

При заказе онлайн необходимо учитывать, что один человек может приобрести только пять входных билетов одновременно. Это предусмотрено программой официального сайта Эрмитажа. При покупке необходимо внести:

  • фамилию, имя, отчество;
  • номер контактного телефона;
  • адрес электронной почты (на нее будет отправлена электронная версия билетов);
  • номер банковской карты.

Внимание! Бесплатно в любое время могут посетить галерею Герои Советского Союза и России, полные кавалеры Ордена Славы, ветераны боевых действий. Один раз в месяц – в третий четверг – бесплатно могут пройти:

  • студенты и курсанты;
  • многодетные семьи;
  • дети до 18 лет.
Читайте также:  917 проба золота это какая

Музей выкладывает информацию о наличии свободных мест заблаговременно, минимум за 12 часов. Как правило, в период массовых отпусков и школьных каникул экскурсии разбираются на несколько дней вперед.

Билеты-онлайн без очередей можно также приобрести здесь.

План экскурсии

Посетители к указанному в билете времени собираются у Иорданской (главной парадной) лестницы. Опаздывать категорически не рекомендуется: в Эрмитаж на маршрут №1 гостей пропустят, но к сокровищам вне группы не попасть.

Экскурсовод ведет гостей через:

  • Фельдмаршальский зал;
  • Министерский коридор;
  • Павильонный зал;
  • Советскую лестницу;
  • 20-колонный зал;
  • Зал Августа;
  • Зал древнегреческого искусства.

Перед входом в комнату гид напомнит, что фото- и видеосъемка коллекций категорически запрещена. Придется довольствоваться теми фото экспонатов Бриллиантовой кладовой, что продаются в киосках музея.

Общее время на изучение сокровищницы займет примерно один час. Еще столько же – на обратный путь к выходу тем же маршрутом и спокойное обозревание других экспозиций самостоятельно. Для удобства ориентирования на полу нанесена разметка.

Увы! Увидеть в Павильонном зале часы «Павлин» в движении и с боем, как это было раньше в 19 часов по средам, пока невозможно. В период пандемии их не заводят, чтобы исключить большое скопление народа в одном месте.

Что открывается посетителям в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа

Осмотр начинается со скифского зала, где показаны предметы, найденные в майкопском кургане.

Сосуд со сценой охоты на львов. Скифская культура, V-IV вв. до н.э.

Фигурки животных, женские украшения, посуда из золота и серебра созданы великолепными мастерами. Не верится, что изделиям более 2500 тысяч лет.

Пара подвесок. Северное Причерноморье, IV век до н.э.

Из древнегреческого искусства гости музея увидят тончайшие лавровые венки из чистого золота, серебряные амфоры и другие экспонаты.

Еще один зал посвящен церковному искусству: иконы в золоченых окладах, различные кресты, чаши для причастия и другая утварь для богослужебных обрядов из драгоценного металла.

Литургический прибор. Потир. 1677г.

Отдельно представлена экспозиция парадных предметов посуды из фарфора, инкрустированных драгоценными камнями, а также бокалы и фужеры из горного хрусталя.

Особенно привлекает внимание туалетный набор императрицы Анны Иоанновны.

Туалетный набор императрицы Анны Иоанновны

На изготовление шкатулок, пудрениц, подсвечников, флакончиков для духов и других предметов ушло 65 килограммов чистого золота. Стареющая правительница по нескольку часов проводила перед зеркалом. Не удивительно: государственными делами в это время занимались другие…

А где же бриллианты?

К ним экскурсантов подводят в последнюю очередь. Это подарки российским императорам от владык других государств, а также предметы, созданные по заказам самих правителей.

Орден Андрея Первозванного

Одну из витрин занимают конские попоны, на украшение которых ушло более 8000 бриллиантов. Это подарок одного из восточных шахов. Без пояснения экскурсовода туристами не понятно, что драгоценные камни – именно алмазы. Они огранены в старой технике и не блестят, как современные.

На выставке много экспонатов, бывших и личными вещами императриц, а также их приближенных. Украшать себя золотом и бриллиантами в XVIII веке было и женской, и мужской модой:

  • брелоки с часами и подвесками (шатлены);
  • табакерки;
  • заколки;
  • кольца с монограммами и другие ювелирные изделия.

Много украшений вышло из мастерской Иереми Позье, автора большой короны Екатерины II. Он выполнял и частные заказы, например, букетики для платьев, где цветы и листья заменялись драгоценными камнями.

Букет цветов работы Йереми Позье, 1740 гг.

Пасхальных яиц, изготовленных в ювелирной мастерской Фаберже, в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа нет, зато присутствуют копии императорских регалий, в том числе большой екатерининской короны, выполненные мастером для Всемирной парижской выставки 1900 года. Оплачены они Николаем II.

Копии императорских регалий работы Карла Фаберже, 1900 г.

Посетить Бриллиантовую кладовую и познакомится с ее экспонатами Вы можете не выходя из дома при помощи виртуальной экскурсии.

Телефон для справок: +7 (812) 710-90-79, +7 (812) 710-96-25

Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл и камни