Чем приклеивают золото к иконам

Как положить золото на уже написанную и заолифленную икону? с пометкой:срочно

Надо, наверное, выровнять теперь поверхность для начала. Конечно же, лаком. Подготовить поверхность.
Потом, когда высохнет, класть золото на чеснок. Ну или на что-то водное, всегда можно подправить, не повреждая лака уже. Снять золото, ушедшее внахлёст туда, куда не надо.
Располировать всё равно не получится уже толком.

Потом перекрыть лаком

П.С. А Вам в какой технике привычнее класть золото? Просто, есть разные пути решения.

Из книги С. М. Прохорова:
Необходимо сказать несколько слов о том, как производится позолота на «олифу»; делается это так: когда «олифа» на иконе хорошо просохнет, так что «отлип» от нее будет небольшой, около тех мест, где будет положена позолота, «обкрывают» мелом, разведенным в ложке на воде, с прибавкой некоторой доли яичного белку, который у иконописца всегда имеется, сохраняясь в заткнутой бутылке. Белок прибавляется для того, чтобы меловая краска, высохнув, не стиралась во время позолоты. Когда «обкрышка» просохнет, делают позолоту, накладывая при помощи «лапки» листовое сусальное золото и приглаживая его чистой ватой. По окончании позолоты, с помощью мягкой греческой губки смывают чистой водой мел — «обкрышку» и «вытрепывают», то есть, слегка прикладывая сложенное в ком чистое полотенце, высушивают оставшиеся от губки капельки воды на золоте. Позолота на «олифу» моется водой; позолоту на полимент мыть нельзя, если она не покрыта олифой или лаком. Нужно заметить, что когда на «олифе» большой «отлип», золотить нельзя, так как золото «потонет», то есть будет иметь тусклый пятнистый вид.

Да, это скорее всего последствия такой техники олифления. оставить нестабилизировавшуюся олифу на иконе. Причем, олифа может размягчиться и потечь в парниковых условиях, уже и по прошествии долгого времени.
Кстати, одно из объяснений (наряду со смолой доски) частых мироточений современных икон.

Источник

Золочение фонов, нимбов и нанесение пробелов золотом

Особо следует отметить применение в русской иконописи золота. На Руси оно стало использоваться во второй половине XVI века, вначале как краска для выполнения пробелов, а впоследствии и при золочении фонов и отдельных элементов композиций, например, нимбов.

Чтобы выполнить пробела на одеждах золотом, его необходимо предварительно «встворить». Творение золота весьма сложная процедура, которую подробно описать в небольшой статье не представляется возможным, поэтому ограничимся весьма коротким описанием, дающим читателю общие понятия об этом процессе.

Твореное золото получают из 10 листков сусального золота размером 70 х 120 мм. Для этого в чистое блюдце насыпают 2 г порошка гуммиарабика (смола одного из пород южного дерева), вливают несколько капель воды и указательным пальцем правой руки размешивают до состояния клейкой массы. Затем этим же пальцем переносят на блюдце лист золота и движением сверху вниз разбивают его. После разбития первого листка на блюдце таким же образом переносят и второй листок. Так разбивают все десять листков. Теперь наступает вторая стадия – растирание. Это делают указательным пальцем правой руки. Круговыми движениями то в правую, то в левую сторону. Растирание проводят с большим нажимом в течение полутора часов. При подсыхании массы в нее добавляют несколько капель воды. Когда невооруженным глазом становится видно, что золото растерто очень мелко, в полученную массу насыпают еще 2 г гуммиарабика и хорошо перемешивают его со всей массой. Затем в блюдце вливают треть чайного стакана воды и также всю массу размешивают. Блюдце ставят на отстой на 20 минут. После чего воду сливают, а золото подсушивают над стеклом керосиновой лампы. Это позволяет быстро, пока не наберется пыль, удалить воду и высушить золото. Таким образом золото становится пригодным к дальнейшей работе.

В окончательном виде золото представляет собой матовый серовато-желтоватого оттенка порошок, сцементированный в единое целое. Чтобы твореное золото после росписи блестело, его полируют волчьим или коровьим зубом. Для этого же применяют агатовый камень, который также называют зубом.

В XVII веке роспись одежд твореным золотом почти полностью заменила высветления краской. Одежда теплых тонов стала расписываться желтым оттенком золота, а одежды холодных тонов – зеленым.

Для росписи золотом бралась самая тонкая, как правило, колонковая кисть.

Писали твореным золотом, размывая его кистью, предварительно окунув в чистую воду. После работы с золотом кисть мыть не рекомендуется, а хранить ее надо в висячем положении. При вторичном использовании осторожно, чтобы не сломать кончик, ее размачивают водой. Золото на краску не ложится, поэтому красочный слой предварительно изолировали, покрывая его копаловым лаком. (В настоящее время для этих целей применяют масляный лак ПФ 283.) Копаловым лаком икона покрывалась дважды. После каждого покрытия она тщательно просушивалась. Перед нанесением золота отлакированная, глянцевая поверхность иконы матировалась с помощью порошка пемзы. Излишки пемзы смахивали гусиным пером.

Существовали три вида пробелов золотом: «в щетинку», «в перо» и «инокопыо» (рис. 20 – 22).

При выполнении пробелов в щетинку сначала наносились так называемые «силки», то есть расширенная часть пробелов, которые как бы показывают самые выпуклые места фигуры. Затем от силок приводились штрихи, внешне сходные со щетиной. Они плавно переходили в изогнутые линии, тем самым подчеркивая объем тела. Интересным являлся прием нанесения пробелов инокопью. Он выполнялся следующим образом. После красочного слоя и пропитки олифой икону оставляли на две-три недели для просушки и затем приступали к нанесению «асиста», то есть клеящего вещества. На жаргонном языке современных иконописцев, да и в специальной литературе асистом часто называют прием декорирования, хотя асист, как мы видим, всего лишь связующее вещество. Места, где должен быть нанесен асист, запудривали тонко измельченным мелом (зубным порошком). Затем с кальки очень легко и тонко переводили рисунок пробелов. На меловой поверхности рисунок отпечатывался очень четко. Затем сохраняемые в баночке сусло или чесночный сок растворяли пальцем или кистью. Раствор в небольшом количестве переносили на блюдце. Тонкой кистью, смоченной водой, бралось небольшое количество вещества, разведенного до нужной консистенции, и этим составом наносились линии складок, лучи пробелов. Затем, после высыхания асиста, начинался процесс нанесения золота.

Мякишем хлеба брали золотой листочек, асист размягчали дыханием и, пока он сохранял отлипь, к нему прикладывали это золото. Оно оставалось на иконе лишь там, где был нанесен асистный след. Излишки золота оставались на хлебе. Для закрепления золото покрывалось тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. (Без покрытия лаком при нанесении олифы золото непременно сойдет.)

Читайте также:  Как приклеить панель пвх к металлу

Инокопью расписывали одежду Христа, когда он изображался во славе. Например, при изображении Воскресения, Вознесения, Преображения, на иконах Успения Пресвятой Богородицы, где он изображался во славе. Инокопью расписывались одежды младенца Христа, что указывало на его божественное происхождение. Ею украшались крылья ангелов, престолы, седалища, царские одежды.

Третьим видом пробелов являются так называемые пробела «в перо».

Этот прием пришел в иконопись в конце XVII и начале XVIII веков. Но наиболее полное развитие он получил в конце XIX века. Церковный интерьер стал к этому времени украшаться барочными иконостасами с большим количеством золота. Естественно, чтобы иконы удерживались в таком богатом интерьере, необходимо было обильно насытить их золотом.

Пробела в перо выполнялись следующим образом. В начале мастер на самых выпуклых местах густым твореным золотом наносил основные удары – «силки». Затем тонкой кистью мелкими штрихами он стушевывал переход от силков к фону, потом уже жидким золотом, тонкими линиями сводил пробел на нет. При этом очень тщательно следил за сохранением расстояний между штрихами и между отдельными «перьями» пробелов. Мастера также внимательно следили за интенсивностью окраски отдельных частей пробелов, за местами пересечений и за тем, как они входят друг в друга, создавая тем самым условный объем формы тела и складок.

Золочение фонов и выполнение нимбов на левкасно-меловом грунте производили на полимент. Полимент – это краска, которая составлялась из сиены жженой, охры и мумии. Краски разводились водой, перетирались на каменной плите курантом, а затем высушивались. Вот эта засушенная смесь и называлась полиментом.

Перед употреблением он разводился на томленом яичном белке, который готовился следующим образом. Вначале белок отделялся от желтка и выливался в бутылочку. Ее ставили в теплое темное место. Томление производили до тех пор, пока белок не становился очень жидким. При этом прекращалась его тягучесть, а клейкость сохранялась.

Золото, нанесенное на левкасно-меловой грунт с помощью полимента, хорошо закреплялось и поддавалось полированию.

Старые мастера-позолотчики имели для этих целей специальную шкатулку, в которой хранили золото. На верхней крышке набивалась из замши небольшая подушечка. Именно на эту подушечку выкладывалось золото перед его перенесением на полимент.

Для золочения больших площадей, например фонов, использовались целые листы. Мели же требовалось вызолотить небольшой участок композиции, то от золотого листочка отрезали требуемый размер специальным ножом. Для удобства работы лезвие ножа на конце имело закругление, заточенное с двух сторон. Кроме разрезания, нож предназначался для перекладывания золота.

С подушечки золото на поверхность иконы переносилось с помощью так называемого «лампемзеля» или «лапки», которая изготовлялась из кончика хвоста белки. При изготовлении лапки волосы раздвигались веерообразно и вклеивались между двумя небольшими картонками. В результате получался небольшой веерочек с картонной державкой. Иногда для удобства при работе лампемзель одевался на черенок. В этом случае старые мастера на другой конец черенка одевали кисточку, которой смачивали полимент водкой перед перенесением на него золота (рис. 23).

Мастера имели среди всевозможных приспособлений и так называемую «масленку», то есть кожаную пластинку размером 20 х 12 см, пропитанную коровьим маслом. Перед тем как взять золото на лапку ею несколько раз проводили по поверхности масленки. При этом на кончиках волосков появлялся небольшой жирный налет, который способствовал прилипанию золота.

Пересененное на загрунтованную поверхность иконы золото хорошо приставало к поверхности полимента, смоченного водкой.

Далее следовала просушка золотого покрытия и его полировка агатовым камнем (зубом).

Второй способ золочения производился на «гульфабру», которая составлялась из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле.

В более поздние времена листовое золото стали употреблять в качестве украшения так называемой «цирыо» или «цировкой» (от немецкого слова zieren – украшать).

В этом случае перед нанесением красочного слоя или вся доска, или те элементы композиции, на которых должен быть выполнен золотой узор, покрывались листками золота. После просушки золото покрывалось слоем лака. В свою очередь, для того, чтобы краска не «побегала», глянцевая поверхность лака протиралась срезанной долькой чеснока или лука. На подготовленную таким образом золотую поверхность плавью наносился тонкий слой красок, и в местах, где должен быть изображен узор, краска процарапывалась до золота проскребкой (палочка из твердой породы дерева, остро заточенной с одной стороны). Старые иконописцы называли этот прием «письмо в проскребку».

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Источник

На что клеят сусальное золото

Позолоченные изделия всегда притягивают к себе внимание и становятся выгодным акцентом в отделке помещений. Создание изысканного и элегантного декора − кропотливая и тонкая работа. С этой целью широко используют поталь, чтобы украсить художественное произведение или предметы интерьера золотым покрытием.

Материал представляет собой сплав из цинка и меди. Такая тонкая пленка легко ложится на любые поверхности и создает весьма внушительный эффект. Так, с помощью данного материала разных оттенков имитируют покрытие сусальным золотом или серебрение предметов. Выгодный вариант при скромном бюджете для тех, кто желает придать изделию лоск по доступной цене.

Изделия, обработанные пленочной позолотой, практичны и великолепно смотрятся при любом освещении. Поэтому все больше мастеров отдают своё предпочтение этому материалу для художественного оформления поверхностей.

Особенности выбора клея для потали

Чтобы слой позолоты правильно ложился и надежно держался на поверхности, используют клей специального назначения. Обычно поталь для золочения различных материалов накладывают с помощью мордана. Такое название имеет клеящая смесь, которая позволяет идеально распределить слой фольги даже поверх самых замысловатых рельефов. Мордан обеспечивает прочную фиксацию потали на оклеиваемой поверхности изделия.

Однако, клей для потали выбирают с учётом нескольких важных условий.

  1. Время высыхания, а точнее, срок сохранения клейкости. Чем он больше, тем дольше можно трудиться над поверхностью, добиваясь нужного эффекта. Кроме того, клеящая смесь в обязательном порядке должна быть липкой.
  2. Влажность воздуха. Для сухих помещений выбирают долго сохнущий клей. А при повышенной влажности предпочтение отдают тем клеевым составам, которые обладают более высокой скоростью схватывания.
  3. Наличие в воздухе пыли. Чтобы посторонние частицы не снижали адгезионные свойства состава, в пыльных помещениях рекомендуют использовать смеси с длительным сроком высыхания. При работе в чистой комнате дозволено использовать быстро высыхающие составы.
  4. Площадь обрабатываемой поверхности. Если позолоту накладывают на большой участок предмета, то над слоем придется потрудиться. При этом выбор клеящего состава опять-таки напрямую зависит от скорости его застывания. Так, адгезив для приклеивания потали на крупную часть изделия должен иметь долгий срок застывания. В свою очередь, для обработки поталью небольших элементов можно использовать быстросохнущие составы на водной основе.
  5. Свойства обрабатываемого материала. Если база для работы гладкая и гигроскопичная, то выбирают мордан на воде, масле, спирте или акриле. Однако, те поверхности, которые легко впитывают влагу, требуют предварительной грунтовки. Так, при работе с гипсовыми или деревянными изделиями необходимо использовать особые специфические составы.
Читайте также:  Как посмотреть какое у тебя железо на компьютере

Как видно, качественное золочение художественных элементов проводится с учетом характеристик помещения и обрабатываемого изделия. Поэтому перед началом процесса важно подготовить идеальные условия для работы.

Кроме того, правильно выбранный клей − один из главных пунктов для создания изюминки домашнего интерьера. Для этого давайте рассмотрим виды клеящих смесей, чтобы четко знать, чем приклеить поталь к различным поверхностям.

Виды клеящих составов для золочения поталью

Золочение поталью требует тщательного выбора клеящей смеси. Поэтому с недавних пор промышленное производство облегчило задачу. Изготовители предлагают всевозможные варианты мордана, которые оптимизированы под разные материалы и условия работы. Благодаря этому рукодельники изобрели различные техники нанесения потали на изделия. Так, новые методики обеспечивают получение изумительного эффекта, о котором ранее можно было только мечтать.

В традиционном смысле морданом называют масляный клей для сусального золота. Однако сегодня это понятие включает в себя все виды адгезивных смесей под позолоту и серебрение фольгой. Поэтому, если встретите такое название в неожиданном контексте, воспринимайте его как синоним любому клеящему составу для наложения потали.

На основе спирта

Клей для потали на спирту − самый удобный вариант для длительных кропотливых работ. Смесь сохраняет клейкие свойства на протяжении двух суток с момента нанесения. По такой причине с его помощью можно отделывать помещения, сложный барельеф и любые другие конструкции.

При этом приступать к работе можно почти сразу, поскольку жидкая основа тут же испаряется. Исходя из таких свойств спиртовые смеси получили наибольшее распространение среди потребителей.

На водной основе

Клеящий состав на водной основе универсален и легок в применении. Предлагаются сразу несколько типов водно-акриловых составов:

  • клей, который имеет пастообразную текстуру, применяют в работе с гипсом и деревом, поскольку эти материалы сильно впитывают влагу;
  • клей-карандаш и адгезивы в тюбиках актуальны для тонкой работы с миниатюрными изделиями;
  • обычные водные смеси применяют после предварительной подготовки рабочих поверхностей, в том числе грунтования.

Водный клей часто выбирают в целях экономии. Он достаточно удобен в работе и подходит для любительских занятий в домашних условиях.

Масляный

Масляные составы используют, в основном, профессионалы. С таким клеем довольно сложно работать, он требует сухости в помещении и точной техники нанесения пленки. Данные смеси относятся к классическим рецептам мордана и создаются на основе натуральных масел.

Обычно масляный клей для потали высыхает долго. Поэтому его используют для масштабных внешних работ при сухой погоде. В некоторые составы добавляют ускорители высыхания, чтобы смесь можно было с удобством использовать на внутренних элементах интерьера.

Преимущества клея на основе масла

К положительным характеристикам масляного клея однозначно можно отнести его экологичность, а также надежную фиксацию потали на базовой поверхности.

Такой клей для потали часто используют в традиционных работах под открытым небом, где важна прочность готового изделия. Например, для позолоты куполов, ограды и вывесок. Кроме того, масляные клеи не требуют специального защитного покрытия готового изделия.

Популярные марки клея для потали

В линейке клеящих смесей есть три марки наиболее качественного и популярного мордана для потали:

  1. Универсальная смесь “Ferrario” подходит для потали и сусального золота. Клей необходимо нанести на подготовленную поверхность и выждать 20-30 минут. Смесь не застывает ещё в течение 2-3 часов, что позволяет выполнять работу постепенно и без спешки.
  2. Kolner Permacoll Size − акриловый состав для длительной работы с глянцевой позолотой. Благодаря долгому застыванию такой клей для потали применяют в масштабных работах на больших площадях и при тонкой обработке рельефов.
  3. Клей “Таир” для трансферной пленки − удобный прозрачный состав на основе воды. Эффективно применяется также для листовой потали и позолоты в хлопьях. Характеристики микстиона позволяют использовать его на всех типах материала − от пластмассы и дерева до стекла и металла. Клей длительно сохраняет липкое состояние, оставляя мастеру достаточно времени для работы.

Если для полной обработки элементов возникла нехватка профессионального клея, то промышленный мордан можно заменить на домашний состав. Для этого рассмотрим подробнее, как сделать клей для потали своими руками.

Как сделать микстион своими руками: два рецепта

Умельцы уже много веков используют собственные секреты, чтобы приготовить мордан клей. Раньше этим искусством занимались иконописцы, они находили выход в простых подручных средствах, создавая шедевры, которые и по сей день чтут ценители.

И сегодня простой клей потали своими руками можно приготовить из того, что есть на кухне. Опытные мастера используют яичные белки, чесночный сок, сахарный сироп, крахмал и другие вяжущие средства. Мы предлагаем вам взять на заметку два самых прочных и несложных в приготовлении состава, признанные большинством декораторов.

Крахмальный клей потали своими руками

Так, понадобятся стакан воды, 70 г сахарного песка, 1/3 стакана пищевого крахмала и столовая ложка белого уксуса. Для приготовления поэтапно выполните следующие действия:

  • подогрейте 200 мл воды до теплого состояния, растворите в ней сахар и доведите сироп до кипения;
  • влейте в смесь уксус и тщательно перемешайте заготовку.
  • жидкость нужно продержать на огне не более половины минуты;
  • введите в сироп крахмал, постоянно помешивая эмульсию;
  • когда полученный микстион остынет, то по консистенции он должен напоминать сметану.

Преимущества данного состава заключаются в том, что он становится полностью прозрачным и незаметным, полимеризуясь. При этом самодельный микстион из крахмала прочно фиксирует фольгу на поверхности изделий.

Сливочный мордан для потали

Так, микстион для позолоты можно приготовить и с использованием молочных сливок. Для создания клея понадобится взять 100 мл коньяка и столько же − жирных сливок.

Изначально компоненты тщательно смешивают и наносят на подготовленную под золочение поверхность. Составу дают подсохнуть 30-60 минут. По истечении данного времени пора приступать к обработке изделия блестящей пленкой.

Как склеить трансферную поталь: инструкция

Чтобы позолоченные изделия долго сохраняли свой роскошный вид, нужно правильно обработать выбранный элемент. Представляем пошаговую инструкцию о том, как работать с поталью:

  1. Перед началом основной работы поверхность требуется очистить от грязи и обезжирить.
  2. После этого обрабатываемую область и сложные детали рельефа тщательно промазывают клеем.
  3. Затем клеящему составу дают высохнуть некоторое время в соответствии с инструкцией.
  4. Далее аккуратно наносят слой позолоты. Чаще всего в обработке декоративных элементов используют удобную поталь в виде тонкой пленки с защитным слоем.
  5. Чтобы перенести фольгу на поверхность изделия, защитный слой снимают с одной стороны листа. После чего поталь прикладывают к обработанной клеем поверхности и разглаживают пленку специальным инструментом. В основном для этого используют художественную кисть средней жесткости или ватный тампон.
  6. Когда обработка закончена, излишки материала удаляют.
Читайте также:  Как выбрать сталь для шпонки

Чтобы защитить позолоченную поверхность от механических повреждений и продлить срок службы изделия, используют лак для потали. Профессионалы рекомендуют применять шеллак, созданный специально для металлических поверхностей.

Кроме того, для подобных целей подходят и акриловые смеси. А вот лакировочных средств на водной основе лучше избегать, чтобы пленка не окислялась.

Несколько полезных советов

Для тех, кто лишь недавно открыл для себя искусство золочения поталью, напоминаем несколько простых правил. Данные рекомендации помогут достичь лучших результатов и избежать досадных ошибок в работе:

  • Самый простой, но важный совет в работе с клеем для потали − внимательное изучение инструкции. Даже если вы уже работали с домашними составами, все равно обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя. Обычно на флаконе детально описаны правила применения клея, тайминг работы и меры предосторожности.
  • Накладывая поталь на художественное изделие, используйте перчатки. Деликатная фольга хорошо обтягивает основу. Однако, для полной аккуратности защитите покрытие от посторонних следов и случайных отпечатков пальцев, а кожу − от контакта с липким веществом.
  • Если только учитесь работать с пленочной позолотой, то в целях экономии можно тренироваться на самодельных составах. Но с другой стороны − качественная промышленная смесь позволит лучше освоить тонкости работы и добиваться отличного результата без угрозы испортить поверхность.

В заключение

Если нравится выполнять искусные работы с золотой отделкой, то обязательно попробуйте профессиональные материалы. Только специальные составы позволят достичь безукоризненного эффекта декупажа.

В Москве лак и клей для потали доступны к приобретению в художественных и оформительских лавках. Кроме того, удобно производить заказ нужного клеящего состава и в специализированных интернет-магазинах. Выбирайте требуемый тип продукта и занимайтесь любимым делом с вдохновением.

Тем, кто хочет научиться работать с золотым покрытием или отточить свое мастерство, рекомендуем посмотреть видео инструкцию как клеить поталь:

Поталь – декоративная пленка, при помощи которой имитируют золотую, серебряную, бронзовую поверхность. По внешнему виду она не отличается от сусального золота, но в разы дешевле. Форма выпуска материала – листы, хлопья, ленты. Средства для нанесения потали – клеи на различных основах. Клеящие составы применяют профессионалы и любители украшать домашний интерьер и быт.

Основные требования

Металлизированная фольга из алюминия, сплава меди и цинка имеет толщину в несколько микрон. Покрытие применяют для создания и реставрации художественных изделий, декора барельефов, решеток. При работе с поталью требуется точность в нанесении, так как при попытке поправить пленку она порвется. Удерживается фольга при помощи клея.

Клеящий состав должен иметь хорошую адгезию с материалом, на который наносится поталь, в твердом состоянии длительно сохранять свои свойства.

Какой клеящий состав подойдет

Клеи для потали имеют обобщающее название: мордан. Второе название, употребляемое производителями – микстион.

По составу они бывают:

Выбор клеящего состава зависит:

  • от площади декорирования;
  • материала основы;
  • внешних условий для работы;
  • местонахождения художественного элемента;
  • опыта работы с клеями.

Правильно подобранный клей – главное условие для качественного выполнения творческого замысла.

На водной основе

Недорогой, универсальный клей имеет 3 разновидности:

Водно-акриловый состав может быть преимущественно водный или акриловый. Клей на водной основе применяют для золочения через 15-60 минут после нанесения на поверхность. В течение получаса он теряет липкость. Конкретные сроки его использования зависят от температуры и влажности в помещении, толщины слоя, вида материала. Водные клеи используют только в помещениях, при отсутствии запыленности и высокой сухости воздуха. Средства удобны и просты в применении при украшении небольших изделий и маломерных поверхностей. Нельзя допускать попадания состава на лицевую сторону потали.

Клеи на акриловой основе сохраняют липкие свойства в течение 1-2 часов, имеют лучшую адгезию, чем молочко. При работе с деревом, гипсом перед нанесением клея поверхности пропитывают специальным лаком. На лакированные, синтетические материалы клей наносится после обезжиривания и удаления пыли. Реставрационные работы с его помощью выполняют внутри помещений и снаружи. Твердая форма представлена в виде карандаша. Карандаш – наиболее удобная форма для работы с хлопьями потали.

Пастообразный клей используют для декорирования пористых поверхностей (гипс, дерево) и не требующих грунтовки.

Масляный

Масляные клеи для потали выпускают на основе натуральных масел, (например, льняного) или животного жира (чаще всего кроличьего). Клеящие средства применяют профессионалы при проведении внутренних и наружных реставрационных работ. Масляные адгезивы полностью высыхают через 10-12 часов. Толщина слоя – не более 1 миллиметра. Для уменьшения вязкости могут разбавляться скипидаром в соотношении 1:1. Для получения прочного соединения с золотой поталью поверхность для декорирования проходит предварительную тщательную подготовку.

На деревянные, гипсовые элементы наносят смесь натурального масла, рыбьего клея, мела. После высыхания поверхности окрашиваются акриловой краской, затем шлифуются, лакируются шеллаком. Такая технология обеспечивает высококачественное покрытие поталью на длительный срок. В зависимости от толщины клеевого слоя, особенностей материала, температуры и сухости воздуха используют 3-х и 12-ти часовые микстионы (что означает временной промежуток, через который можно наносить клей).

Спиртовой

Спиртовые микстионы относятся к самым популярным у любителей хенд-мейда. В зависимости от модификации они сохраняют липкие свойства от 2 до 24 часов. Время высыхания – 30 минут. Клей можно разбавлять этиловым спиртом.

Подходящие марки

Для выполнения работ поталью наиболее востребованы эмульсионные клеи.

Kolner Permacoll Size

Водно-акриловый клей от немецкого производителя. Подложку, впитывающую влагу (дерево, гипс), грунтуют лаком Sealer-123A. Отталкивающие поверхности грунтуются дважды, лакированные, синтетические покрываются морданом после очистки от загрязнений и обезжиривания.

Kolner Permacoll Size предлагается двух цветов: розовом и белом.

Розовый цвет более удобен в работе для контроля толщины наносимого клея. При высыхании становится бесцветным. Клеящий состав наиболее удобен при работе с трансферной поталью. Состав наносится однократно. После высыхания клеевой пленки наносится поталь.

  • золочение икон;
  • орнаментов;
  • театральных декораций;
  • магазинных витражей.

2. Наносим кистью левкас. Когда поверхность станет матовой, наносим следующий слой. Для первого слоя левкаса смесь должна иметь жидкую консистенцию, для последующих слоёв добавляем ещё наполнителя, чтобы получить консистенцию йогурта. Всего накладывают минимум 4-5, максимум 7-8 слоёв. После полного высыхания шлифуем бумагой зернистостью Р240, Р400.

3.Наносим кистью 1 слой шеллака. Можно использовать клей, разведённый водой, но шеллак предпочтительнее, так как быстрее сохнет и лучше приклеивает оставшуюся после шлифования пыль.

4. Наносим 3-4 слоя полимента с интервалом примерно 10 минут. Сушка 7-8 часов.

5. Шлифовка абразивом зернистостью Р1000. Затем шлифуем поверхность кистью с коротким ворсом и натираем льняной тканью. После этого поверхность готова к золочению, и к ней не следует прикасаться руками.

6. Готовим клей для золотого листа: 2/3 воды + 1/3 спирта, можно также добавить несколько капель готового клея. Нож для золотого листа наточить о камень, протереть спиртом. Приготовить подушечку позолотчика, хлопок, лампемзель, маслёнку (кусочек кожи, смазанный сливочным маслом) .

Источник

Поделиться с друзьями
Металл и камни