Что такое обкатка металла

ОБКАТКА

Обкаткой называют процесс получения из плоской заготовки изделий, имеющих форму тел вращения, с помощью давильников, перемещающихся вдоль образующей детали. Изделиям при обкатке придается вращательное движение. В зависимости от формы отдельные элементы деталей могут образовываться путем отгибки, обжимки, развальцовки или зиговки (рис. 24.1).

Рисунок 24.1 – Различные виды обкатки:

1 – отгибка; 2 – обжимка; 3 – развальцовка; 4 – зиговка

Критерием величины допустимых деформаций при развальцовке и отгибке служит отношение наибольшего диаметра готовой детали к внутреннему диаметру исходной трубы или обечайки.

где ДВН – наибольший диаметр детали после отгибки или развалки;

ДЗАГ – диаметр исходной трубы или обечайки.

Критерием глубины зиговки является допускаемое утончение стенки.

Обкатку производят на зиговочных машинах и давильных станках, в качестве которых могут быть использованы токарные карусельные и лобовые станки.

Зиговочные машины предназначены для образования на цилиндрических деталях отбортовок и зигов различной формы и размеров. Зиговка осуществляется при помощи двух роликов.

Для получения небольших полых деталей тел вращения из плоских или трубчатых заготовок используют оправки из твердых пород дерева или металла.

Давильные работы должны производиться со смазкой. Рекомендуются следующие виды смазок: а) для нержавеющей стали – мыло; б) для алюминия и латуни – воск, жир, керосин, мыло, эмульсия; в) для никеля – воск, сало, мыло, эмульсия.

Днища диаметром до 5000 мм и при толщине материала до 140 мм изготавливают методом обкатки на токарно-карусельных станках. Стоимость этого процесса дешевле, чем при штамповке аналогичных днищ.

Источник

ОБКАТКА

1) операция формообразования из листовых заготовок полых деталей, имеющих форму тел вращения (напр., днищ цистерн и др. ёмкостей, разливочных ковшей, конвертеров). О. производят на давильном станке.

2) Кузнечная операция для придания гранёной или выпуклой заготовке цилиндрич. формы путём её деформирования в плоских бойках, чередующегося с поворотом заготовки вокруг своей оси (см. рис.).

3) Метод чистовой обработки зубчатых колёс. Обеспечивается совместным вращением обрабатываемого колеса и одного или неск. эталонных колёс с окружной нагрузкой. В процессе О. достигается снижение шероховатостей поверхности зубьев, упрочнение и повышение точности профильных поверхностей колёс.

4) Нач. период эксплуатации машин (после изготовления или капит. ремонта), во время к-рого происходит приработка рабочих поверхностей деталей, осадка прокладок и т. п.; характеризуется пост. уменьшением интенсивности изнашивания деталей в течение определ. периода. По окончании О. интенсивность изнашивания становится постоянной при дальнейшей работе деталей в норм. условиях. При О. необходимо соблюдать особый режим эксплуатации и ухода; напр., при О. автомобиля ограничивают скорость его движения на разных передачах, сорта применяемого топлива, допускаемую нагрузку и т. п.

Схемы обкатки: а — гранёной заготовки; б — заготовки с выпуклой образующей

Большой энциклопедический политехнический словарь . 2004 .

Смотреть что такое «ОБКАТКА» в других словарях:

ОБКАТКА — 1) операция формообразования полых симметричных деталей из листовых заготовок, производимая давильным инструментом (ролики и валки различной формы). Применяется главным образом для получения днищ различных емкостей (цистерн, баков, котлов).2)… … Большой Энциклопедический словарь

ОБКАТКА — ОБКАТКА, обкатки, жен. (спец.). 1. только ед. Действие по гл. обкатать и обкатить1. 2. Паровоз, электровоз и т.п. или поезд, идущий пробным рейсом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

обкатка — ОБКАТАТЬ, аю, аешь; атанный; сов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОБКАТКА — испытание подвижного состава после ремонта. О. применяется как для паровозов, так и для пассаж. вагонов. О. паровозов производится по выходе их из ремонта путем пробега с составом вагонов в продолжение нескольких часов по путям в присутствии… … Технический железнодорожный словарь

обкатка — сущ., кол во синонимов: 3 • обкат (2) • обкатывание (8) • проверка (70) Словарь синонимов … Словарь синонимов

ОБКАТКА — цилиндра см. ЦИЛИНДР … Большой словарь русских поговорок

обкатка — Ндп. обкатывание биллетировка Придание заготовке цилиндрической формы путем деформирования, чередующегося с поворотами заготовки вокруг своей оси. [ГОСТ 18970 84] Недопустимые, нерекомендуемые биллетировкаобкатывание Тематики оборуд. для… … Справочник технического переводчика

Читайте также:  Как безутешно дождь рыдал когда к другой ты уплывал на золотом кораблике любви

ОБКАТКА — (1) операция формообразования полых симметричных изделий из листовых заготовок с помощью давильного инструмента (ролики, валки различной формы). Применяется главным образом при изготовлении днищ котлов, баков, цистерн и др. ёмкостей; (2)… … Большая политехническая энциклопедия

Обкатка — 45. Обкатка Придание заготовке цилиндрической формы путем деформирования, чередующегося с поворотами заготовки вокруг своей оси Источник: ГОСТ 18970 84: Обработка металлов давлением. Операции … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

обкатка — 1) Операция формообразования полых симметричных деталей из листовых заготовок, производимая давильным инструментом (ролики и валки различной формы). Применяется главным образом для получения днищ различных ёмкостей (цистерн, баков, котлов).… … Энциклопедический словарь

Обкатка — Burnishing Обкатка. Конечная отделка механически обработанной поверхности с удалением незначительных поверхностных неровностей вращающимся инструментом. (Источник: «Металлы и сплавы. Справочник.» Под редакцией Ю.П. Солнцева; НПО Профессионал ,… … Словарь металлургических терминов

Источник

Обкатка двигателя: как и зачем?

Любой собранный двигатель внутреннего сгорания, не зависимо от того, собран он на заводе-изготовителе, в автосервисе или в собственном гараже, должен пройти определенный период времени в режиме щадящей эксплуатации. Завод рекомендует на протяжении первых 500-1000 километров не нагружать двигатель, считая такой пробег достаточным для обкатки. Полная же приработка двигателя наступает после пробега порядка 3-5 тыс. километров.

Обкатка необходима и после практически любого вскрытия двигателя, когда производилась замена каких-либо его комплектующих. Это может быть обычная замена поршневых колец , без замены поршней, что часто практикуется для восстановления компрессии в цилиндрах силовой установки. В данном случае должны притереться сопрягающие детали, такие как новые кольца и стенки цилиндров.

Так же отдельно могут быть заменены вкладыши и опорные полукольца коленчатого вала, втулки промежуточного вала и другое, все что выполняется при среднем ремонте мотора.

Подобные требования относятся и к ремонту головки блока, когда производится замена распределительных валов, направляющих втулок и седел клапанов и самих клапанов, толкателей, пружин, рокеров и прочее.

Что подразумевается под термином – обкатка?

Обкатка – это важный период ввода двигателя в эксплуатацию, от которого зависит его надежность и долговечность.

Под термином обкатка подразумевается, что необходимо дать возможность всем трущимся парам силовой установки в начальный период поработать с минимальной нагрузкой в условиях, где они будут работать весь дальнейший срок эксплуатации.

При первом запуске мотора, под действием трения пары начинают притираться друг к другу, принимая свою законченную форму, изменения которой будут незначительно происходить только по мере естественного износа.

Как проходит процесс обкатки

Первые часы работы собранного мотора наиболее важны для его дальнейшей эксплуатации. В это время начинается процесс притирки поршневых колец, как к канавкам поршня, так и к зеркалу цилиндров.

Особенно это важно при притирке колец и стенок цилиндров. Дело в том, что на зеркале цилиндра нанесена специальная сетка, так называемый хон, необходимый для того, чтобы моторное масло как можно дольше оставалось на стенке цилиндра.

На кольцах поршней соответственно также получаются микронадрезы от хона, так как они начинают контактировать с сеткой, скользя по телу цилиндра.

Для коленчатого вала, его шатунные и коренные шейки являются «чужими» для установленных вкладышей, пока не произойдет их взаимная притирка.

То же можно сказать и о деталях головки блока, где начинают контактировать распределительные валы и их вкладыши, клапана в направляющих втулках и седлах, компенсаторы в своих гнездах и с телом рокеров, пружины к тарелкам сухарей.

Общие правила при обкатке

Рекомендуется после первого запуска двигателя не поднимать резко обороты и вообще стараться не раскручивать мотор, избегать пробуксовки и любых серьезных нагрузок.

Прогревать двигатель перед поездкой, при движении в гору включать пониженную передачу, держать скоростной режим не более 90-100 км/ч, исключая агрессивный стиль вождения.

В обкаточный период не поднимать обороты выше 3000 об/мин и не более 2500 об/мин для дизелей ( от типа двигателя от 1200 до 2500 об/мин).

По – возможности избегать дорожных пробок в часы пик, используя для обкатки утреннее и вечернее время, либо обкатывать за городом в режиме трассы.

Первые 500 километров пробега рекомендуется равномерное движение, чтобы не давать нагрузку на силовой агрегат и трансмиссию. Так на первых 50 километрах нужно двигаться на скорости 40-50 км/час на 3-й передаче. Далее двигаться со скоростью до 70 км/час, перейти на 4-ю передачу, пройдя так следующие 100-150 км.

Читайте также:  Как вылечиться от ртути

Почему дизелит двигатель?

После каждых новых 100 км пробега можно поднять скорость на 10 км/час двигаясь на 4-й передаче.

На вторых 500 км обкатки желательно в трассовом режиме пройти с использованием повышенной 5 или 6-й передачи поднимая мотор до 3000 об/мин, включая пониженную на затяжных подъемах.

Также избегать долгой работы мотора на холостом ходу, так как в этом режиме нет стабильного давления в масляной магистрали и пары трения могут «голодать», что не допустимо пока они не притерлись к друг другу.

Обкатка двигателя нового автомобиля

Считается, что моторы новых машин уже прошли стендовую обкатку в условиях завода и никакие ограничения им не требуются. Однако, как уже было сказано выше, полный цикл обкатки заканчивается после пробега 3-5 тыс. километров.

На заводском двигателе, также появляются микрочастицы металла от взаимного трения друг о друга, когда детали только-только начали притираться между собой.

Поэтому на новых авто рекомендуется также соблюдать щадящий режим движения в первые 500-1000 км пробега.

Рекомендуется также, после обкаточного периода в 500 и 3000 км пробега заменить масло и фильтр , для удаления микростружки после притирки всех трущихся пар.

Если не заменить моторное масло после указанных периодов обкатки, то микрочастицы металла попадут в рабочую часть вкладышей, под кольца поршней, в элементы маслонасоса, и другие пары трения, что в разы сократит срок их эксплуатации.

Двигатель после «капиталки»

Особенно аккуратно нужно обкатывать двигатель после капитального ремонта в не заводских условиях, так как даже большой автосервис не имеет всех мощностей и необходимых условий для полноценного восстановления моторов, как на заводе.

Так после расточки и хонинговки гильз блока цилиндров, в его каналах остается часть эмульсии, подающей станком на резец для его охлаждения и микростружки от обработки блока и все это «вылезет» после запуска двигателя.

Считается необходимым промывать блок цилиндров после расточки в горячей ванне специальным раствором, чтобы снять следы микростружки с зеркала цилиндров и в открытых каналах. В автосервисах практически нигде не выполняют этой процедуры.

На таких моторах можно слить масло и заменить масляный фильтр уже после первых сотен километров, чтобы освободиться от следов износа после расточки и притирки от всех пар трения.

Холодная обкатка

При возможности использования проточной воды мотор после капитального ремонта можно обкатать на холодную. Для этого откручивается сливная пробка охлаждающей жидкости с блока цилиндров, шланг с водой вставляется в радиатор или расширительный бачок. Запускается двигатель. Вода будет постоянно циркулировать в системе охлаждения блока с постоянной температурой, не давая возможности блоку и деталям поршневой нагреваться.

С учетом расхода воды обкатать двигатель на холодную можно в течении 1.5-2х часов.

Еще пару слов

Не испытывайте двигатель нового авто на предмет его максимальной мощности , пока он не пройдет минимальный период притирки, так как это может привести к повышению температуры , стуку вкладышей коленчатого вала и задирам в цилиндропоршневой группе.

Плюс, если не поддерживать рекомендуемый режим в период обкатки, то это заметно сократит срок службы всех сопрягающихся элементов двигателя.

Так как процесс обкатки визуально не виден и не слышен, то некоторые просто игнорируют этот период, считая его несущественным. Однако, даже при замене тормозных колодок, их эффективность не будет 100%, пока они не притрутся к плоскости тормозного диска, то есть пройдут тот же период обкатки.

Поэтому не насилуйте двигатель хотя бы первые 1000 километров, и он ответит вам за это периодом длительной и надежной эксплуатации.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

ОБКАТКА

Найдено 1 изображение:

обкатка ж. Действие по знач. глаг.: обкатать.

обкатка
ж.
1. (дороги) rolling (smooth)
2. (новой автомашины и т. п.) running in

ОБКАТКА, 1) операция формообразования полых симметричных деталей из листовых плоских или предварительно отформованных заготовок, производимая давильным инструментом, к-рый передвигается от центра заготовки, закреплённой в оправке и вращающейся вместе с ней, к её краю. Зона локальной пластич. деформации материала смещается на поверхности заготовки по винтовой линии. Конфигурация давильной оправки соответствует форме готовой детали. Давильный инструмент: давильники, давильные ролики и валки различной формы, получающие вращение от заготовки. О. небольших деталей производят на универсальных горизонтальных или вертикальных станках. Широко применяют О. при получении крупногабаритных (диаметром св. 3 м) днищ различных ёмкостей (цистерн, баков, котлов и т. п.), т. к. локальное воздействие инструмента на заготовку позволяет существенно снизить усилие на деформацию (напр., по сравнению со штамповкой). На специализир. давильных станках (обкатных машинах) производят формообразование днищ из стали и цветных металлов диаметром до 4 л и толщиной до 25 мм в холодном состоянии и днищ из стали диаметром до 7 м и толщиной до 165 мм методом горячей О. за неск. операций с промежуточным нагревом заготовки. 2) О. в технике часто наз. испытания ж.-д. подвижного состава, автомобилей, станков и др. машин после изготовления и ремонта перед вводом их в эксплуатацию.

Читайте также:  Astroneer где взять медь

1) операция формообразования из листовых заготовок полых деталей, имеющих форму тел вращения (напр., днищ цистерн и др. ёмкостей, разливочных ковшей, конвертеров). О. производят на давильном станке.

2) Кузнечная операция для придания гранёной или выпуклой заготовке цилиндрич. формы путём её деформирования в плоских бойках, чередующегося с поворотом заготовки вокруг своей оси (см. рис.).

3) Метод чистовой обработки зубчатых колёс. Обеспечивается совместным вращением обрабатываемого колеса и одного или неск. эталонных колёс с окружной нагрузкой. В процессе О. достигается снижение шероховатостей поверхности зубьев, упрочнение и повышение точности профильных поверхностей колёс.

4) Нач. период эксплуатации машин (после изготовления или капит. ремонта), во время к-рого происходит приработка рабочих поверхностей деталей, осадка прокладок и т. п.; характеризуется пост. уменьшением интенсивности изнашивания деталей в течение определ. периода. По окончании О. интенсивность изнашивания становится постоянной при дальнейшей работе деталей в норм. условиях. При О. необходимо соблюдать особый режим эксплуатации и ухода; напр., при О. автомобиля ограничивают скорость его движения на разных передачах, сорта применяемого топлива, допускаемую нагрузку и т. п.

Схемы обкатки: а — гранёной заготовки; б — заготовки с выпуклой образующей

[roughing-off, burnishing] — 1. Технологический процесс формообразования полых симметричных деталей из листовых плоских или предварительно отформованных заготовок, выполняемый инструментом, который передвигается от центра заготовки, закрепленной в оправке и вращающейся вместе с ней, к ее краю. Обкатку небольших деталей ведут на универсальных горизонтальных или вертикальных станках. На специализированных станках (обкатных машинах) формообразуют днища емкостей (цистерн, баков, котлов и т. п.) из стали и цветных металлов диаметром до 4 м и толщиной до 25 мм в холодном состоянии и днища из стали диаметром до 7 м и толщиной до 165 мм горячей обкаткой за несколько операций с промежуточным нагревом заготовки. 2. Поперечно-винтовая прокатка труб на короткой оправке на обкатном стане в линии трубопрокатного агрегата с целью улучшения наружной и внутренней поверхностей, уменьшения овальности и поперечной разностенности. При о. диаметр трубы увеличивается на 3 — 5 %. Увеличение диаметра трубы происходит вследствие придания ей круглой формы, выравнивания толщины стенки и частично раскатки с незначительным уменьшением толщины стенки. 3.Обкаткой в технике часто называют испытания железно-дорожного подвижного состава, автомобилей, подъемных кранов и других машин (агрегатов) после изготовления и ремонта перед вводом в эксплуатацию.

испытание подвижного состава после ремонта. О. применяется как для паровозов, так и для пассаж. вагонов. О. паровозов производится по выходе их из ремонта путем пробега с составом вагонов в продолжение нескольких часов по путям в присутствии инспектора-приемщика. Паровоз, не обнаруживший при этом дефектов в работе, считается принятым. О. вагонов производится пробегом состава вагонов, вышедших из ремонта, на длине примерно тягового плеча. Первые перегоны испытуемый состав следует с малой скоростью и даже с остановками в пути для осмотра вагонов и определения их состояния. На второй половине плеча и при обратном следовании поезд движется без остановок со скоростью не ниже установленной для пассаж. поездов.

Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941

Источник

Поделиться с друзьями
Металл и камни