Как покемоны стали популярны

Покемоны вызвали безумие в начале нулевых, а потом пропали из России. Почему?

Нужны аргументы – соберём их все!

Мода – волнообразное явление. Каждые несколько лет появляется новый объект, вызывающий массовое помешательство. Достаточно вспомнить недолгую эпоху тренда на альтернативную музыку, пошло сводимую к конструкции «мой 2007-й». Если же мысленно вернуться к началу нулевых, то можно попасть в мир, где все дети тащились от покемонов, а родители и депутаты пытались демонизировать японских монстров.

Покехайп продлился несколько лет, а после схлопнулся так же быстро, как и появился. Мерч с Пикачу стал реликтом, а о покемонах забыли на десятилетие вплоть до выхода Pokemon GO для совсем другого поколения.

Почему покемоны стали бешеным трендом?

Всё началось с аниме «Покемон», которое начали показывать в эфире ОРТ в 2000 году. Сериал вышел на три года раньше, но до постсоветского пространства доехал с опозданием – к тому моменту им уже переболела западная публика, а «Южный Парк» выпустил пародийную серию ещё в 1999-м. Те русские зрители, кто посмотрел её вне контекста, наверняка были в жёстком замешательстве. Но очень скоро всё встало на свои места.

«Южный Парк» с покемонами

Публику перед релизом «Покемона» успокаивал Сергей Супонев, отвечавший за детской вещание первой кнопки. А учитывая, что ОРТ закупил сразу 104 серии, в успехе никто не сомневался. И не просто так.

Мир аниме «Покемон» строился на огромном количестве наживок. Во-первых, там милые невиданные животные – уже здорово. Во-вторых, разнообразие – тренер должен собрать команду из зверей, у каждого из которых свои умения. В-третьих, спортивная составляющая. Дети и так любили спорить, кто сильнее: акула, медведь или старший брат. А тут можно сравнивать, спорить и отстаивать свои вкусы. Тотальнейший вин.

Локализация от студии «Пилот» была качественной. Но чувствовалось, что переводчики местами работали вслепую, не понимая сути. Помните фразу «Это что за покемон?» с загадкой на монтажном переходе? К такому переводу пришли не сразу. Сначала выражение не переводили, а потом придумали конструкцию «Всех поймаю». Но это мелочи.

Настоящее сокровище – текст русского опенинга. «Услыхав судьбы призыв, не трусь пока ты жив», «Уууу, приятель мой – мы вступаем в ратный бой!» и «Ты рать собрал! Ты рать собрал!» Это всё ещё «Покемон» или сериал «Дружина» на канале «Россия 2»? Но дети таких вещей не замечали. Зато в магазинах появилось много мерча: игрушки, рюкзаки, кружки, пеналы и журналы. Вообще всё.

Покемоны побуждали к собирательству. Был и журнал с наклейками типа Panini, и знаменитые фишки (кэпсы, сотки), ставшие для фанатов настоящим сокровищем.

Но об этом знают все. Вот артефакт пострашнее – оскорбительная для авторского права книжка Александра Житинского под названием «Энциклопедия Покемонов».

Та самая книга

Схема работала: ребёнок видел такую штуковину, принимал её за мерч и просил родителей купить. А когда получал книженцию в руки, оказывалось, что там всё неправильно. Чармелеон работал сварщиком, а Вартортл сидел в тюрьме! Вот уж действительно русификация так русификация!

Писатель Житинский и тюремная романтика

На самом деле писатель Житинский лишь хотел сделать подарок своей дочери Насте, увлекавшейся покемонами. В итоге он переделал всё под иронические рассказы, где мясо Сэндшру ценится в японских ресторанах, а Бульбазавр выполняет роль пылесоса. Уникальнейший артефакт эпохи. Трогательный, но расстроивший кучу детей.

Казалось, что покемоновое безумие нарастает с каждым годом. А потом всё закончилось. В августе 2001 года ОРТ показал последнюю из 104 серий, и мультсериал ушёл с российского телика. Возможно, как раз из-за давления старшего поколения. Кассетные полнометражки какое-то время поддерживали иллюзию популярности, но уже к 2003 году мода окончательно прошла. Но почему столь крупное явление так быстро испарилось?

У покемонов в России не было главного – поддержки игр

Аниме ошибочно воспринимали как оригинальный продукт, но мульт был лишь экранизацией популярных игр – сначала для Game Boy, а позже и для Nintendo DS. Эти консоли не были распространены на постсоветском пространстве, а наслаждались оригиналом только избранные везунчики.

Вот, кстати, ещё один хороший пример из мерча. Тоже книжка, тоже энциклопедия покемонов, но более официальная. Те, кто смотрел только аниме, не понимали, почему у каждой фантастической твари прописаны спецприёмы и уровни, на которых она эволюционирует. Какие ещё уровни? В мультике об этом ничего не сказано.

В других странах культура покемонов держалась как раз потому, что игры продолжали выходить. И у них была интересная модель распространения. Каждое поколение покемонов – две почти одинаковые игры за полную стоимость. Pokemon Fire Red и Pokemon Leaf Green, Pokemon Sapphire и Pokemon Ruby, и так далее. Звучит странно. Но тут нам помогает слоган: «Всех их соберём!»

Помимо основной сюжетки, где тренер зарабатывал значки и становился чемпионом, нужно было собрать всех представленных в игре покемонов. Если у вас имелась версия Leaf Green, получить некоторых существ можно было лишь при покупке Fire Red. Или подговорив брата/друга/соседа взять другую версию, чтобы в итоге устроить обмен через специальный (далеко не дешёвый) провод. Хотя в остальном игры были одинаковыми. Спасибо жадинам из Nintendo.

В современных играх всё гораздо более травоядно. Теперь можно купить только одну версию, а обменами заниматься на специальной бирже или в рандомном формате. Поймал покемона и переслал вслепую чуваку из Бразилии в обмен на помойку. Но такова жизнь.

Гениальность игровой серии Pokemon, кстати, состояла не только в хитрой системе распространения. Ханжи удивятся, но она работала (и работает) на все аудитории сразу, а не только на детей. Если Nintendo DS в руках у ребёнка, он собирает смешных животных, проходит несложный сюжет и радуется жизни, представляя себя настоящим тренером. Здорово? Вполне.

Но когда за дело берутся задроты, выясняется, что в той же игре полно скрытых функций. Покемоны одного вида, пола и уровня не одинаковы. А с помощью сложных тренировок и ориентируясь на скрытые параметры, можно собрать уберкоманду, чтобы участвовать в жёстких тактических турнирах против других игроков. Учитывая, что каждый покемон одновременно может знать лишь четыре приёма, арсенал нужно выбирать с умом.

Читайте также:  Во что можно раскатать грамм золота

Существует культура покетурниров – с сенсациями, комментаторами и призовым фондом. Играют там не детишки, а взрослые мужики, просчитывающие каждый шаг так, будто это шахматы. Невероятное культурное явление, от которого отрезали постсоветскую аудиторию.

Детям отрубили мультик в момент, когда интернета ещё не было. А геймеры эпохи пиратства вряд ли были бы готовы платить огромные суммы за консоль, игры и аксессуары от Nintendo. К концу нулевых оказалось, что в России тоже есть комьюнити нинтендобоев и выросших фанов, узнавших, что в аниме всё показали неправильно. Но этих людей было слишком мало.

Те же, кто ностальгировал по тайтлу лишь в контексте детства, даже не подозревали, что покемонов уже не 150, как в славном прошлом, а в разы больше. Западные фанаты называют таких неучей снобским термином genwunner (от Gen One – первое поколение) – нубами, застрявшими на базе. О да, в милом мире покемонов есть и токсичное комьюнити. А что вы хотели?

Pokemon GO вернул интерес, но в другом ключе

Помните эту вспышку середины 2010-х? Мобильная AR-игра от Niantic никак не связана с Game Freak – оригинальным разработчиком, но она тоже захватила мир. Правда, новая волна покебезумия сильно отличалась от той, что была в начале нулевых.

Изменилась аудитория. На Pokemon GO подсели молодые люди, не заставшие первую волну и популярность аниме «Покемон». Его, кстати, немного показывали на ТНТ и 2×2, но с гораздо меньшим эффектом.

Вернулись и те, кто смотрел мультсериал в детстве, но не стал суперфанатом. Для них создали наилучшие условия – в ранних версиях Pokemon GO набор покемонов ограничивался 150 чуваками из первого поколения. Их узнавали и ностальгировали вместо того, чтобы в полнейшем шоке гадать: «Ой, а кто это?»

Недовольными остались только те немногие, кто приобщился к культуре Nintendo. Они потеряли свой привилегированный статус. В мире, где все рубятся в Pokemon GO, ребятам приходилось уточнять, что они любят «настоящие» игры, а не эту новую штуковину.

Эпоха Pokemon GO запомнилась мемами и скандалами. Историю Руслана Соколовского помнят все. Но был и легендарный репортаж о казацких патрулях, защищающих улицы от влияния страшных покемонов. Снова безумие и паника, но в новом разрезе. Зато есть важнейшее сходство: как и в случае с нулевыми, ажиотаж взорвался и утих в течение двух лет. Каждый, кто будет ловить AR-покемонов сейчас, покажется окружающим фриком или человеком, застрявшем в прошлом. Мода работает именно так.

На Западе происходили примерно те же процессы. Гигантская популярность в начале двухтысячных, сильный спад и временный подъём в эпоху Pokemon GO. Но там покемоны не пропадали: культура уменьшилась, но оставалась на фоне – фанаты Nintendo и конкретной серии были всегда. А трансляции аниме, которое, кстати, продолжается до сих пор, никто не останавливал.

Если бы провод, по которому в постсоветские страны шла культура покемонов, не оборвали бы так резко, то и Pokemon GO не вызвал бы такого шока, как это случилось в 2016 году. Покемоны бы просто существовали на фоне, как ещё одно обычное явление, пусть и в сильно меньших масштабах. Но учитывая разрыв поколений, отсутствие Nintendo и другие объективные факторы, для России покемоны остаются чем-то ностальгическим и символичным. Непонятно только, что они символизируют. Возможно, начало эпохи сытых потребительских нулевых.

Источник

Покемономания: почему герои японских мультиков снова популярны

6 июля компания Nintendo выпустила игру “Pokemon Go” и буквально за несколько дней она была скачена 15 млн раз через Google Play и App Store. Такой ажиотаж поднял акции Nintendo, которая переживала не лучшие времена, более чем на 50%. Игру с элементами дополненной реальности запустили сначала на территории США, Австралии и Новой Зеландии. Ее главная задача – находить покемонов, выращивать их в инкубаторах, развивать и тренировать, а также сражаться с другими игроками за новых покемонов в специальных залах. Что это за игра и почему она стала так популярна — в фотогалерее Forbes.

Первое, что предлагает сделать игра – выбрать пол и внешность персонажа. Когда человек активирует ее, он видит преобразованную карту местности: поскольку игра использует информацию исходя из геолокации, она сама расставляет по интересным местам покемонов, залы (места для тренировки покемонов) и точки, где игрок может получить бонусы.

Игра работает только в режиме онлайн. Если рядом с игроком появляется покемон, гаджет начинает вибрировать. Когда это происходит, игрок должен быстро отреагировать, кликнуть на покемона, который появится на фоне того, что в реальности окружает человека, а затем бросить в него Poke Ball (приспособление для ловли покемонов).

Игра опирается на данные реальных карт и местности и в соответсвии с этим размещает водных покемонов у водоемов, лесных – в лесах и так далее. Каждого покемона можно «прокачать» — добавить ему силы или сделать больше, поэтому не стоит расстраиваться, если попадаются одни и те же покемоны, их можно продать, а взамен получить «конфеты», за счет которых игрок получит возможность усовершенствовать другого покемона.

Pokemon Go не имеет аналогов и стартовала с максимальным успехом. Участники игры часто попадают в интересные, а иногда даже судьбоносные ситуации. Так, один игрок зашел настолько далеко в лес, что вместо покемона нашел живую гигантскую черепаху. Другая девушка в погоне за покемоном наткнулась на раненую собаку, которая лежала под деревом и не могла двигаться. Девушка спасла собаку и отвезла ее в ветеринарную клинику.

Источник

Секрет успеха Pokémon! Почему Покемоны остаются настолько популярными?

В конце 90-х – начале 2000-х по России прошла настоящая покемономания. Покемоны были буквально везде: от рекламы Mirinda с крышками, на которых изображены герои серии, до статей в различных журналах. О покемонах знали все — от маленьких детей и подростков до их родителей, выступавших спонсорами их желаний приобрести тот или иной товар, связанный с их любимым мультфильмом. Каждый ребенок имел у себя дома как минимум одну вещь (а кто-то и намного больше), на которой красовались их любимые герои: различные блокноты, календарики, видеокассеты, фишки (caps) и многое-многое другое.

Читайте также:  Советские топоры какая сталь

У каждого дома была такая коллекция?

Несмотря на то что на сегодняшний день в России нет такого ажиотажа вокруг Pokémon, многие до сих пор помнят об этом мировом феномене. Кто-то вспоминает их с ностальгией, кто-то рад, что эта “странная японская мания” прошла, кто-то до сих пор продолжает увлекаться этой серией. Очевидно одно: покемоны имели огромную популярность в нашей стране. Конечно, пять лет назад для iOS и Android вышла Pokémon GO, вернувшая на непродолжительное время огромную популярность франшизы в странах СНГ. Однако это не сравнится с тем, что было раньше.

Pokemon GO – хороший повод выйти на улицу и размяться

Однако если в России франшиза Pokémon была популярна в основном благодаря своей аниме-адаптации, то в других странах миллионы людей знали её по одноименной игре.

Именно видеоигры – это первоисточник Pokémon. Удивительно, что несмотря на это, практически никто в России не знал о существовании видеоигры про покемонов. Особенно это бросается в глаза, если принимать во внимание тот факт, что именно она и породила всю франшизу… Если быть точнее, то это сделала, конечно, компания Game Freak, которая и по сей день создает игры серии Pokémon. В частности, из-за непопулярности игры в России покемономания на просторах страны со временем сошла на нет. При этом популярность покемонов в других государствах никуда не исчезла, о чем говорят огромные продажи игр этой серии.

Сейчас проекты серии Pokémon для многих становятся основной причиной покупки консолей Nintendo, эксклюзивно для которых они и выходят. Совсем недавно вышла Pokémon Unite (MOBA-игра), а в конце 2021 года к выходу готовятся ремейки игр 15-летней давности – Pokémon Brilliant Diamond и Pokémon Shining Pearl. Более того, уже в следующем году нам обещают совершенно новую и уникальную игру в серии…

Как видите, покемоны не умерли и даже продолжают развиваться. В чем же заключаются причины такой популярности? Давайте разбираться.

Pokémon Unite – это типичная мобильная MOBA, но со своими особенностями

Причина 1. Рецепт идеальной портативной игры

Первые игры серии Pokémon Red Version и Blue Version вышли в 1996 году эксклюзивно для портативной консоли Game Boy, что было абсолютно верным решением. На мой взгляд, именно то, что все игры серии выходят лишь на портативных консолях, является причиной ее успеха и популярности.

Однако выпустить просто хорошую игру для портативной консоли мало, ведь нужно сделать ее практически идеальной… что Game Freak и удалось. Игры были обречены на абсолютный успех: критики оставляли огромное количество хвалебных отзывов, а продукт расходился миллионными тиражами. Pokémon Red Version и Blue Version были доказательством того, что на портативных консолях могут выходить не только простенькие платформеры, но и самые настоящие RPG с глубоким геймплеем.

В начале каждой игры вам на выбор предлагается один из трех покемонов. Кого выберете вы?

Одним из плюсов игр серии является то, что они могут понравиться как детям, так и взрослым. Для детей Pokémon интересна тем, что в ней они выступают в роли тренера, имеющего собственную коллекцию покемонов. С помощью этих самых покемонов можно вступать в схватки с другими тренерами для выяснения того, чьи покемоны лучше. Кроме того, игрок может встретиться с дикими покемонами для того, чтобы поймать их к себе в коллекцию.

Рядовые схватки не отличаются высокой сложностью, а самая система боя довольно интуитивна и понятна даже ребенку. Для взрослых игры серии Pokémon тоже обладают своими прелестями. Они буквально раскрываются во всей красе, благодаря по-настоящему глубокой боевой системе, которая заинтересует любого фаната жанра RPG. Создавать свою идеальную команду покемонов и развивать только ее – сплошное удовольствие. Pokémon можно сравнить с хорошим файтингом. Научиться играть в эту игру не составит особо труда, однако стать в ней мастером трудно. Да, игры серии Pokémon довольно просты для освоения, но сами по себе весьма глубокие.

В таком формате происходят бои между покемонами

Большим достоинством Pokémon является также то, что бои в ней довольно короткие, а это несомненный плюс для любой портативной видеоигры. Теперь представьте, что всё это находится у вас в кармане: мир, населенный множеством существ, которых вы можете ловить и пополнять свою коллекцию; сражения с другими тренерами; глубокая боевая система… В любой момент вы можете просто достать этот мир из своей сумки, провести в нем несколько минут, и положить его обратно. Это ли не прекрасно?

Никуда не делся и элемент исследования мира, ведь без него не обходится практически ни одна RPG-игра. При этом у исследования в серии Pokémon есть важная цель, которая плавно перетекает во вторую причину популярности франшизы: собери их всех!

В населенных пунктах мы можем закупиться необходимыми предметами и восстановить наших покемонов

Причина 2. Gotta Catch ‘Em All!

Вторая причина популярности – это заголовок, красующийся на коробках с первыми частями серии игр Pokémon. Несомненно, призыв “собери их всех!” (или же поймай) также является частью рецепта идеальной портативной игры. Но я специально не стал заострять на нем внимание, так как он во многом касается не только видеоигр. Формула “собери их всех!” связана абсолютно со всей франшизой Pokémon и ее большой популярностью даже вне нашей с вами индустрии. Однако начать, как мне кажется, необходимо именно с портативной версии карманных монстров.

Идея создания Pokémon пришла в голову геймдизайнеру Сатоси Тадзири. В детстве он увлекался коллекционированием насекомых. Повзрослев, и переехав в Токио, он был весьма расстроен тем фактом, что в этом большом городе не было мест, где он мог бы ловить насекомых. После этого он обратил внимание на тот факт, что дети все чаще проводят свободное время дома. Они чаще играют в видеоигры, чем встречаются с друзьями на улице. Именно эти два факта стали ключевыми при создании серии Pokémon.

Сатоси Тадзири хотел создать такую игру, в которой геймерам необходимо собирать различных существ. Кроме того, он хотел предоставить возможность обмениваться ими с другими пользователями для того, чтобы восполнить свою недостающую коллекцию. Именно коллекционирование стало основой и центральной идеей, которую хотел воплотить японский геймдизайнер. Идея сражений и соревновательного аспекта была придумана им позже.

Читайте также:  Где финляндия добывает золото

Это лишь малая часть из всего многообразия покемонов

Еще одна важная идея в том, что ваши покемоны никогда не умирают во время боя… то есть они могут быть ослаблены, но позднее вы сможете восстановить их силы в специальном медицинском центре. Сам Сатоси Тадзири говорит о том, что он не хотел “бессмысленного насилия”, но, я думаю, что для такого решения есть и другие причины.

Представим, что покемоны умирали бы во время боя. Во-первых, возрастной рейтинг игры был бы выше. Во-вторых, что более важно, это убивало бы весь дух коллекционирования. Представим ситуацию: вы поймали одного из самих редких покемонов и идете на поиски следующего. Однако, несколько не рассчитав возможности своих карманных монстров, вы теряете своего самого редкого покемона, после чего он пропадает из вашей коллекции… Думаю, что этот факт очень сильно расстраивал бы детей, а взрослые недоумевали от такого развития событий, либо были бы вне себя от злости. Вот и выход из этого круга негатива: при проигрывании боя ваши покемоны никуда не исчезают (рецепт успеха всегда кажется простым).

Эш Кетчум и Пикачу – это, пожалуй, самые узнаваемые символы Pokémon

Таким образом, идея “собери их всех!” является неотъемлемой частью успеха Pokémon. Стоит упомянуть, что уже в первой части серии видеоигр был представлен 151 покемон. Если же верить официальному Pokedex (электронная энциклопедия о покемонах), на сегодняшний день существует 898 покемонов (если каждый этап эволюции считать за отдельного покемона).

Кстати, Pokedex — это элемент, что присутствует в каждой части серии игр. Он является вашим главным помощником в поимке покемонов. Например, вы встретили дикого покемона, но вам не удалось его поймать. Pokedex расскажет о преимущественных зонах его обитания, его слабостях и поделится прочей полезной информацией.

Фишки были не только по мотивам покемонов, но преобладали именно они

Конечно, столь удачный принцип должен был рано или поздно начать приносить большие деньги.

Впоследствии после выхода игры и ее успеха, призыв “собери их всех!” очень часто использовался в рекламных кампаниях того или иного продукта, связанного с Pokémon. Ведь “собери их всех” — это нередко и “купи их всех”. Им пользовались разные бренды. Например: уже упомянутая выше Mirinda; йогурт Pokémon от Danone, на каждой крышке которого были покемоны (всего 64, как и в случае с Mirinda); фишки (caps), которые были очень популярны в странах СНГ. Они побуждали детей бежать в магазин за новой упаковкой, или же во двор, чтобы играть с друзьями, в надежде пополнить свою коллекцию. Кроме того, по покемонам выходила ККИ (коллекционная карточная игра), в которой принцип коллекционирования заключен уже в самом названии жанра (сейчас эта игра официально закрыта на территории России).

Принцип “собери их всех!” работает и по сей день, но не с таким размахом, как раньше. Этому даже была посвящена серия мультсериала South Park “Чинпокомон”. А если уж Трей Паркер и Мэтт Стоун (Создатели мультсериала South Park) на что-то обращают внимание, то это действительно очень популярно или имеет большой резонанс в обществе.

Я и мой класс с покемонами. 2004 год, г. Туринск

Причина 3. Отличное исполнение сопутствующих элементов

Я не стал выделять каждый удачный элемент франшизы Pokémon в отдельную причину их популярности. Ведь именно две из них, о которых я уже рассказал (отличные портативные игры и принцип Gotta Catch ‘Em All!), являются основными. Но, конечно же, о других причинах успеха Покемонов необходимо хотя бы упомянуть.

Первая из этих самых причин — прекрасный дизайн карманных монстров. Ничего, кроме умиления и улыбки на лице, он вызывать просто не может. Во многом это касается лишь первых версий покемонов (то есть тех, кто еще не эволюционировал), но не суть. После эволюции покемоны становятся более взрослыми, серьезными и выглядят действительно впечатляюще. Ощущается совместный рост игрока и его покемонов, что вполне логично. Но даже в последней стадии карманные монстры сохраняют знакомые черты своих изначальных версий. Все благодаря отличному дизайну. Этот факт помогает не запутаться в том, какой покемон из какого эволюционировал.

О боевой системе было сказано уже ранее. Остается лишь добавить, что принцип “камень, ножницы, бумага”, который является основой боев в Pokémon, подходит ей как нельзя кстати.

Каждая игра основной серии имеет по две (иногда 3) разные версии

Однако есть еще одна весомая причина популярности франшизы Pokémon. Речь, конечно же, об аниме-сериале Pokémon, вышедшем впервые в 1997 году, и сразу же обретшим мировую популярность. Помимо самого сериала, у Pokémon имеется несколько полнометражных мультфильмов.

В центре сюжета находится мальчик по имени Эш, которому исполнилось 10 лет, а его главная мечта — это завоевание титула Мастера Покемонов. В начале сериала мальчик только начинает свой путь в роли тренера, и получает своего первого покемона — ставшего уже всемирно известным Пикачу. Стоит сказать, что только совсем недавно (по хронологии сериала) Эш наконец-таки стал Мастером Покемонов.

Прошло уже столько лет, а Мьюту до сих пор выглядит угрожающе

Конечно, критики не очень высоко оценивают сериал, но многие из них сходятся во мнении, что аниме Pokémon идеально подходит для детей. В сериале отличный художественный стиль и прекрасное музыкальное сопровождение. Вероятно, это единственное, что может завлечь взрослых зрителей, а в остальном данное произведение рассчитано, конечно, лишь на детей. Однако это не отменяет того факта, что аниме-сериал принес франшизе Pokémon огромную популярность и мог бы сделать это, весьма вероятно, даже без существования видеоигры. Доказательство такого предположения можно увидеть на примере стран СНГ…

Симбиоз же отличных игр и хорошего аниме и вовсе превратил Покемонов в бренд мирового масштаба.

На мой взгляд, все три перечисленные мною в подзаголовках причины вносят свой вклад в мировую популярность бренда Pokémon. На сегодняшний день эта франшиза является одной из самых популярных во всем мире…

И, да “Собери их всех!” (Можете воспринимать это в качестве призыва к действиям)

Источник

Поделиться с друзьями
Металл и камни