Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.
Художники Высокого Возрождения — не только люди огромной культуры, творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.В центре их искусства — образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовного, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью.
Леонардо да Винчи.
Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519).
Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника — ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.
К числу ранних произведений Леонардо относится«Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.
Миланский период творчества оказался самым плодотворным. Много начинаний, но многое остается не завершенным. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля – «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря».
«Мадонна в гроте» – первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Формат напоминает окно закругленное наверху. Это единое целое четырех фигур. Объединены расположением, взглядами, улыбками. Фигуры в пейзаже. Фигуры как бы вписаны в равнобедренный треугольник. Вершина – Мадонна. Все его мадонны «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита», « Мадонна с гвоздикой» представляют такую замкнутую пространственную пирамиду, где точно вписываются фигуры. Создал новую манеру живописи – невесомую световоздушную среду, смягчающие контуры.
Он помещал источник света спереди и сзади фигуры. Этот эффект дымки называется сфумато. В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей — «Тайная вечеря» фреска трапезной доминиканского монастыря Санта Мария дела Грация. Передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого апостола. Иуда показан в тени. Смысл композиции состоит во взаимосвязи с пространством интерьера. Фреска — как продолжение помещения трапезной. Для этого, он увеличил на фреске масштабы фигуры и этим показал значимость происходящего.
К этому же времени относится портрет Моны Лизы («Джаконда», ок. 1503). Величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окатанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холенные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого взмаха или угловатого контура.
Леонардо кроме живописи занимался математикой, физикой, астрономией, ботаникой, анатомией, оптикой, биологией. В Италии нет заказов и он переезжает во Францию, изготовил герб для короля (лилии выпадающие из пасти льва). Свое имущество оставил ученику. Умер в 67 лет во Франции в замке Клу.
Рафаэль Санти.
Младший современник Леонардо, прошивший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.
Родился в г.Урбино. Ученик малоизвестного художника. Позже – у Перуджино. У него Раф. Воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. «Мадонна Конестабиле» – просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного пейзажа. Здесь воплощены грезы о красоте, об идеальной гармонии.
В небольших картинах посвященных теме материнства «Мадонна в зелени», «Мадонна-садовница» «Мадонна в кресле» Рафаэль воплотил идеалы гуманизма, создал образ света и тепла. «Сикстинская мадонна» идет по небесам к людям и предвидит участь сына. В цикле мадонн проявилось главное открытие Рафаэля — соединение языческого и христианского мироощущения, поэтому его мадонны не слишком возвышенны, и не слишком чувственны. Рафаэль мастер пространственной композиции. Он точно выстраивает картину, связывает ее в единое целое.
Он расписывал апартаменты папы римского в Ватикане. Дар Раф. – монументалиста и декоратора – проявился во всем блеске. «Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Здесь виден синтез архитектуры и изобразительного искусства. Римский период отмечен достижениями и в области портрета. (Портрет папы Юлия II, папы Льва Х).
В это же время создана «Сикстинская мадонна» (1515-1519), предназначавшаяся для церк. св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Серьезно и печально-тревожно смотрит мадонна куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына.
Последний монументальный цикл Рафаэля – роспись Лоджий – арочной галереи ватиканского дворца. Это сочетание живописного декора и небольших фресковых композиций. 52 фресковые композиции на темы Ветхого завета «Библия Рафаэля». Рафаэль — создатель стиля, основа которого — идеальное совершенство форм. Его полотна на столетия определили вкусы живописцев академического направления.
Микеланджело Буонарроти.
3 из титанов итальянского искусства. Прошел долгий творческий путь. Гениальный скульптор, живописец, архитектор, рисовальщик, военный инженер, поэт. Его жизнь совпала с историческим потрясениями. Вся его жизнь – непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. Поэтому он изображает человека – борца, действенного, активного, готового на подвиг. Уже в ранних самостоятельных произведениях – тяготение к большим монументальным образам, полных героики и силы («Битва кентавров»).
Впервые в скульптуре он соединил телесную красоту с духовной идеей – статуя Давид во Флоренции, изображен перед свершением подвига. Юноша сильный и отважный. Таким должен быть человек. Работал над гробницами папы Юлия II и Медичи (ск-ра «Ночь», «День», «Утро», «Вечер») – символизируют быстротечность времени. «Пьета» – создал несколько композиций. Грандиозной была роспись сводов Сикстинской капеллы. В течение 4 лет расписывал собственноручно громадный плафон. Сюжеты взяты из Библии. Написал около 200 фигур и композиций. Люди как живые, это могучие титаны, разнообразные позы. «Отделение света от тьмы», « Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др.
Новое наступление католической церкви, период инквизиции и костров — создает в Сикстинской капелле полную мятежного духа протеста и обличения огромную фреску «Страшный суд». В центре — Христос рядом люди, они напуганы, но фигуры полны мощи, их движения конвульсивны, динамичны, они беспомощны перед роком. Завершил постройку собора Св. Петра в Риме, планировка площади и лестницы на Капитолийском холме. Мощь создаваемых образов объясняется желанием передать Величие души в телесной прекрасной оболочке, которая была и темницей. Влияние Микеланджело на современников и последующие поколения огромна.
Тициан.
Представитель венецианской школы. Его творчество принадлежит двум эпохам. Высокого и Позднего Возрождения. Много писал на античные темы, мифологические сюжеты: «Вакханки», «Даная», «Венера и Адонис» — показал простые радости земного бытия, воспевал женскую красоту. Ранние произведения отмечены поэтичностью мировоззрения. Но в отличие от Джорджоне Тициан создает образы более полнокровные, активные, жизнерадостные — «Любовь земная и небесная».
К концу жизни мироощущение худ-ка меняется, он обращается к трагическим темам мученичества и покаяния – «Кающаяся Магдалина», «Оплакивание», «Пьета». Техника живописи тоже меняется. Золотистый светлый колорит сменился густыми красками. Отказался от ярких, ликующих красок, обращается к пасмурным, стальным, оливковым оттенкам. Широкие мазки даже пальцами. Тициан заменил господство линии господством цветового пятна. На протяжении всей жизни обращается к жанру портрета.
Его творчество оказало влияние на Рубенса, Веласкеса.
Источник
Титаны Возрождения, или О том, каких людей породила новая эпоха
§ 3.1. Титаны Возрождения, или О том, каких людей породила новая эпоха
Человек может извлечь из себя все, что пожелает.
Леон Батиста Альберти
Леонардо да Винчи. Благовещение. Ок. 1475.
Что мы будем изучать в этом параграфе. Этот параграф знакомит с фактами биографии и основными произведениями художников эпохи Возрождения, которых потомки прозвали титанами. Первый раздел параграфа рассказывает о Леонардо да Винчи и его фреске «Тайная вечеря», второй — посвящен Рафаэлю и его фреске «Афинская школа».
На что нужно обратить внимание. При изучении биографий обоих художников стоит иметь в виду то, что они были представителями одной эпохи, хотя Леонардо да Винчи был старше Рафаэля на 31 год. Надо понимать, что многие их произведения были выполнены по заказу католической церкви на традиционные религиозные сюжеты. Однако в их интерпретации художники отошли от средневековых традиций, сосредоточив свое внимание на отражении красоты окружающего мира и общечеловеческих ценностях. Следует также отметить широту дарования художников (интерес к науке, живописи, архитектуре) и жанровое разнообразие их творчества (алтарные произведения, портреты, сюжетные композиции).
Что необходимо запомнить. Принадлежность Леонардо да Винчи и Рафаэля к тому периоду итальянского Возрождения, которое называют Высоким Возрождением. Название, сюжет и основных героев их главных произведений — фресок «Тайная вечеря» и «Афинская школа».
К каким выводам надо прийти
• Термин «Высокое Возрождение» обозначает период наивысших достижений в итальянском искусстве.
• Титанами Возрождения стали называть тех художников, которые проявили себя в самых разносторонних областях деятельности, оставив в каждой из них образцы высоких достижений.
Леонардо да Винчи
1. «Явление, дарованное Богом». Если Данте и Джотто как бы предчувствовали грядущие изменения в отношении к миру и человеку то художники и писатели последующей эпохи не только подхватили сделанные ими открытия, но и принялись со всей пылкостью и страстью самоутверждать радость бытия. Творцы этой новой эпохи активно сбрасывали путы Средневековья, обратившись за примерами к светлому искусству Античности. В своих произведениях они переплетали религиозные мотивы с мифологией, создавая совершенно новую картину мира, где человек властно занимал место рядом с Богом. Художник вдруг отчетливо осознал собственную значимость и потребовал от заказчика полной свободы творчества.
Человек новой эпохи был поистине универсальной личностью, которая могла все. Именно об этом говорит Джорджо Вазари, начиная жизнеописание первого из трех величайших художников Италии Леонардо да Винчи:
«Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем, на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное Богом, а не приобретенное человеческим искусством».
Леонардо родился в 1452 г. и был внебрачным сыном некоего сэра Пьеро, нотариуса из небольшого местечка близ города Винчи, и простой крестьянки. Поэтому позднее, когда художник прославился, то стал называть себя Леонардо да Винчи. Уже с детства он проявил равный интерес к занятиям механикой, астрономией, математикой, к другим естественным наукам, что не мешало ему увлеченно рисовать и лепить разнообразные фигурки. Говорят, еще смолоду он вылепил несколько голов смеющихся женщин, которые были настолько выразительны, что с них до сих пор делают гипсовые слепки для подражания. Уже будучи прославленным художником, он не оставлял занятий инженерными науками, увековечивая в рисунке свои новые идеи. Первые настоящие уроки мастерства юный Леонардо получил во Флоренции у прославленного художника Андреа дель Вероккьо. Учитель, восхищенный талантом нового ученика, доверил ему написать фигуру ангела в своей большой работе «Крещение Христа», которую он выполнял для одной из церквей города. Ангел был настолько хорош, что его сразу выделили из общей массы многочисленных фигур.
Самостоятельная работа молодого художника началась с написания традиционных сюжетов Богоматери. Одну из работ по имени заказчика называют «Мадонна Бенуа». В этом произведении Леонардо избегает жанровых подробностей, делая акцент на выразительность и мимику лиц, чтобы передать изображение материнской радости.
Рано осознав масштабы своего дарования, Леонардо стал искать высокого покровителя, при дворе которого он смог бы создавать величественные произведения. Он обратился к миланскому герцогу Лодовико Моро с письмом, в котором предлагал свои услуги в качестве скульптора, живописца и даже военного инженера. К письму Леонардо приложил рисунки своих изобретений с таким убедительным описанием, что герцог, почти не колеблясь, согласился принять его на службу.
Сила убеждений художника была такова, что многое даже самое фантастичное из придуманного им казалось его современникам вполне реальным. Джорджо Вазари сообщает, что, когда Леонардо жил еще во Флоренции, он сделал рисунок, при помощи которого не раз доказывал многим предприимчивым гражданам, управлявшим в то время городом, что он может поднять храм Сан-Джованни и подвести под него лестницы, не разрушая его. «И он уговаривал столь убедительными доводами, что это казалось возможным, хотя каждый после его ухода в глубине души и сознавал всю невозможность такой затеи».
К сожалению, склонность к самым разнообразным размышлениям и научным экспериментам не давала Леонардо возможности сосредоточиться на чем-то одном. Многое он начинал, многое не доканчивал, так что о нем уже стало складываться мнение как о человеке, не способном что-либо довести до конца. Поэтому, когда ему предложили расписать трапезную нового доминиканского монастыря в Милане, он, не колеблясь ни минуты, согласился, надеясь исполнением этой фрески доказать обратное всем досужим сплетникам.
Работать над «Тайной вечерей» для монастыря Санта-Мария делла Грацие Леонардо начал в 1495 г. Он должен был закончить фреску в кратчайшие сроки. Но, как всегда, он хотел быть самостоятельным и оригинальным во всем, что требовало тщательной и упорной работы. И хотя замысел «Тайной вечери» родился у Леонардо еще задолго до получения этого заказа, он, прежде чем приступить к росписи на стене, делал множество рисунков и набросков, сопровождая их словесными описаниями, подобными следующему: «Первый, который пил и поставил стакан на его место, обращает голову к говорящему; другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями смотрит на своего товарища; другой, открывши руки, показывает их ладони, поднимает плечи к ушам и делает ртом мину изумления», — и так по каждому персонажу.
Настоятель монастыря постоянно торопил Леонардо с завершением работы. Однажды, раздраженный медлительностью художника, он пожаловался на него герцогу. Художник, часто рассуждавший с герцогом об искусстве, сумел убедить его в том, «что возвышенные таланты иной раз меньше работают, но зато большего достигают, когда они обдумывают свои замыслы и создают те совершенные идеи, которые лишь после этого выражают руками». Леонардо сдал свою работу зимой 1497 г., правда, так и не успев доделать голову Иисуса Христа. Успех фрески превзошел все ожидания. Вся Италия была поражена смелостью композиции, силой выражения, движением, соединенным со спокойствием, которые до сих пор удивляют всякого, кто входит в трапезную. Поразительно разнообразие видимых форм душевной жизни.
Композиционное решение традиционного евангельского сюжета, избранного Леонардо для росписи трапезной, уже было необычным. Помещение, где находится фреска, удлиненное по форме, и столы располагались в нем в виде буквы «П». Чтобы создать иллюзию реальности происходящего, стол, за которым восседал Иисус Христос со своими учениками, был нарисован таким же, как и те, что стояли в трапезной, замыкая их в единый прямоугольник. Оригинальность замысла состояла еще и в том, что настоятель монастыря оказывался как раз напротив Христа, восседая перед его фигурой во время дневной трапезы. Стены реальной комнаты и потолок также незаметно переходят в стены и потолок, изображенные на фреске. Когда все монахи собирались за столом, создавалось впечатление, что Христос и апостолы участвуют в совместной трапезе. Стремление к передаче впечатления реальности происходящего, с ранней юности занимавшее художника, в этом произведении было реализовано с полной достоверностью и убедительностью.
За столом горницы, где происходит последняя трапеза Учителя с учениками, Христос сидит в центре. По обеим сторонам от него расположились апостолы, объединенные в группы по три человека. Вся композиция «Тайной вечери» изображает момент, когда Иисус произносит свои знаменитые слова: «Один из вас предаст меня». Царившее спокойствие последней вечери, переданное строго выверенной композицией, нарушается возникающим шумом и волной человеческих эмоций: «Не я ли, равви?» Иуда, по традиции всегда сидящий по другую сторону стола, на этот раз находится в группе апостолов. Он тоже возмущен, тоже старается быть удивленным, но правая рука, нервно сжавшая кошелек с тридцатью сребрениками, выдает его и делает узнаваемым. Зрительно уравновешенная композиция нарушается возникшим шумом. Реплики как бы переносятся из одного конца стола в другой, перемешивая отдельные группы апостолов в одну беспокойную массу. Христос не может не слышать и не замечать происходящего, но его фигура остается невозмутимой. На охватившее всех апостолов возбуждение он отвечает ритуальным спокойствием, неподвижностью, молчанием.
Судьба фрески «Тайная вечеря» оказалась трагичной. Однажды, придя как-то вечером в трапезную монастыря, чтобы полюбоваться своим знаменитейшим произведением, Леонардо заметил, что при работе с грунтом и красками была допущена какая-то ошибка и его работа, на которую было потрачено столько сил и времени, может оказаться недолговечной. Он постоянно следил за происходящими изменениями и сделал все возможное, чтобы продлить жизнь своему творению.
Из Милана Леонардо вновь приехал во Флоренцию. По заказу городской Синьории для зала заседаний он выполнил эскиз будущей фрески «Битва при Ангиари», которую жители Флоренции выиграли у миланцев. Картон Леонардо был выставлен вместе с эскизом Микеланджело «Битва при Кашине», изображавшим еще одну победу флорентийцев. Замыслы обоих художников не осуществились, а картоны были утеряны. К счастью, бывший в то время в Милане фламандец Питер Пауэл Рубенс зарисовал картон Леонардо, оставив для потомков свидетельство его таланта.
В этом же городе Леонардо написал портрет Моны Лизы (Джоконды). С небольшого полотна, сложив накрест изящные руки с тонкими аристократическими пальцами, смотрит на зрителя красивая женщина. Взгляд ее серьезен, а губы слегка тронуты улыбкой, которую часто называют загадочной. Вместо фона за спиной Джоконды расстилается типичный для эпохи Возрождения идеальный пейзаж.
Последние годы жизни Леонардо провел в скитаниях. Сначала он вернулся в Милан, оттуда отправился в Рим. Там за свои научные опыты он был обвинен в ереси. Спасаясь от преследований церкви, Леонардо принял приглашение французского короля. Во Франции он почти не работал, но всегда был окружен почтительным восхищением.
Жизнь Леонардо завершилась в 1519 г. в маленьком городке Клу. Вазари отметил, что «хотя он много больше сделал на словах, чем на деле, все эти отрасли его деятельности, в которых он настолько божественно себя проявил, никогда не дадут угаснуть ни имени его, ни славе».
· Могут ли неоконченные замыслы быть свидетельством гениальности художника и памятниками культуры?
· Рассмотри иллюстрации учебника и сделай описание произведений Леонардо да Винчи.
Источник