Святые почему они стали такими

Кто становится святым

Выражение «Святыми не рождаются, ими становятся» актуально и поныне. Святых начали почитать в самом начале христианства, начиная с апостолов, а затем к ним присоединились верные последователи Христа, принявшие мученическую смерть, но сохранившие веру.

В православии праздник Всех Святых отмечается в первое воскресенье, следующее за Троицей, в знак того, что святость является плодом Духа Святого, сошедшего на Пятидесятницу. По церковным канонам запрещено называть наделенных ликом святости безгрешными, ибо безгрешен только Бог.

Церковь почитает после смерти тех людей, которые обрели Дар Божьей благодати тяжелым путем раскаяния, терпения, послушания, умерщвления своей плоти и страстей или мученической смертью.

Святые, кто они

Святые — люди, проявившие на протяжении жизни святость, праведность, выстоявшие в самых трудных испытаниях, отдавшие жизнь за веру, порой принявшие мученическую смерть. По словам апостола Павла святостью наделен каждый человек, признавший Творца своим Отцом.

События последнего времени свидетельствуют о скором приходе Христа, когда будет важно только одно — проявление Божьей святости через святость любви. Каждый человек имеет право выбора между Царством Божьим, что грядет, или жизнью по законам мира вне причастности к Богу.

Людям не дано постичь святости Бога, но открыт путь стремления к ней. По словам Антония Сурожского святым является человек, который сумел открыться Богу и позволил Ему действовать в своей жизни, при этом являясь чудом вечных ценностей для окружающих.

Важно! Для канонизации человека в статусе святого важны не чудеса, а добродетели, прославившие Господа, давшего силы святости.

Отцы Церкви подчеркивали, что творят чудеса силой Святого Духа, подчеркивая при этом, что вся слава принадлежит не им, а Господу. Возможно, для кого-то это звучит парадоксом, но обрести святость даровано каждому человеку на земле.

Разбойник, висевший рядом с Иисусом на кресте, после признания Христа Богом, попал в рай (Луки 23:39-41). Высшая степень духовного развития человека — святость, которая приходит через спасенность и праведность.

Почему Иисус сказал, что мытари и блудники попадут в Царство Божье раньше фарисеев? (Матв. 21:31) Люди, считающие себя праведными, не оставившие проявлений гордости и превозношения над другими людьми, никогда не попадут в Небесное Царство. По словам Христа, это мерзость, приравненная к тщеславию, лукавству, зависти.

Человек, способный увидеть недостатки в самом себе, признать их и раскаяться, может обрести благодать святости.

Определение праведности дано в Библии. В Евангелии от Матфея мы читаем, что поступать с людьми следует так, как мы того желаем для себя лично. (Матв.7:12). Это пожелание напрямую связано с второй заповедью Бога, о том, что ближнего надо любить, как самого себя. (Матв. 12:31).

Праведные христиане никого не обижают, никого не угнетают, усмиряют в себе страсти, способные нанести вред окружающим. Праведность — основная ступень для достижения святости, она укрепляется в борьбе за чистоту:

Праведность приходит тогда, тогда все противное заповедям Иисуса буквально умирает для человека. Это возможно только после постоянного пребывания в Слове Божьем, посланий Отцов Церкви и непрерывной молитве, одной из основных является Иисуса молитва.

По словам Павла Флоренского, истинность святости проявляется в любви к Богу не во имя личного спасения, для обретения благополучия, успеха, в истинном подражании Ему, желании наполниться Божьей природой, подчинении жизни основным принципам Божественного Откровения.

С древнееврейского языка слово «кадош», которое переводится, как святой, означает отделенный от мира, не принадлежащий к общепринятому порядку, полное подчинение любви Божественной. Это определение дает объяснение тому, почему некоторые полководцы и государственные мужи, принесшие победы, совершившие определенные подвиги во имя народа и державы, не канонизированы.

Так, Александр Невский, только после принятия монашества с именем Алексей, воздавший всю славу Богу за одержанные победы, был канонизирован и внесен в списки благоверных.

Лики святости в православии

Апостолы — ученики Иисуса, сопровождавших Его во время пребывания на земле. В начале вокруг Христа было 12 учеников, потом к ним присоединилось еще 70. Четверо из них написали четыре Евангелия, и стали называться Евангелистами, при том, что Марк и Лука никогда не видели Иисуса на земле, они сопровождали апостола Павла.

Перво Верховными апостолами называют Петра и Павла за их вклад в распространение христианской веры.

Бессребрениками Церковь называет избранных служителей во славу Господню, безвозмездно служивших людям на поле исцеления от физических и духовных болезней. К ним причислены Косма, Дамиан, а также Пантелеимон, Иоанн, Кир, Ермолай.

Благоверные — благочестивые князья и монархи, проявившие подвиг благочестия, милости и укрепления православной веры, забыв при этом о властных полномочиях и родовом происхождении. Жизнь князя Даниила Московского или благоверной великой княгини Анны Кашинской является ярким примером такого подвига.

Блаженные — еще их называют юродивыми, это люди, ставшие внешне безумными ради Христа, усмиряя таким образом внутреннюю гордыню. Блаженная Матрона Московская, юродивая Ксения Петербургская и многие другие являли собой образцы смирения и любви к людям.

Мученики — христиане, умерщвленные за веру во Христа. Ярким примером служат Вера, Надежда Любовь и их мать София.

Великомучениками называют святых, претерпевших жестокие мучения, а часто и смерть за Спасителя, среди них много как мужчин, так и женщин, это влкмц Варвара, Екатерина и многие другие.

Исповедники — те же мученики, но после перенесенных испытаний они не были казнены, а мирно почили в Боге.

Начертанными стали называть исповедников, на лице которых мучителями были написаны бранные слова.

Преподобноисповедниками называют исповедников, которые приняли монашеский постриг.

Священноисповедниками называют исповедников, имеющих сан священника.

Новомучениками названы христиане последнего времени, отдавшие жизнь за распространение православной веры в период после революции.

Праведные — христиане, ведущие благочестивую жизнь, но при этом они создают семьи подобно Иоакиму и Анне.

Преподобные — благочестивые христиане, которые посвятили себя Господу, при этом отказались от благ цивилизации, живя в девственности, соблюдая посты, пребывая в молитвах день и ночь, подобно Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и другим.

Пророки — поставленные Богом люди, через молитву и общение с Творцом могли предсказывать будущие события не только конкретных людей, но и целых государств, ведомые Духом Святым во имя спасения людей.

Равноапостольные — благоверные или благочестивые, перенявшие у апостолов дар распространения христианской веры, Марии Магдалине, святой Нине, царице Елене и другим несли Евангелие по миру.

Чудотворцами можно назвать всех святых, ибо для канонизации творение чудес является обязательным условием канонизации. Именно к чудотворцам обращаются христиане в молитвах в случае беды и проблем со здоровьем.

Для пребывания в святости недостаточно жить праведной жизнью, это должно быть нормой для христиан, необходимо приобрести такую чистоту сердца, чтобы в нем не было места страстям, а жила только одна нужда-общение с Творцом.

Кого Церковь причисляет к святым

Каждый христианин знает, что свят только Господь. Ни один человек на земле не скажет, что он свят, ибо Библия пишет, что все согрешили. Церковь называет святыми христиан, которые поистине стали Божьими, подобно израильскому народу, называемому в Старом Завете святым, ибо он был создан Богом.

Канонизация человека в православии возможна только после его смерти, и исследования чудес. Задолго до канонизации были явлены чудеса как при жизни, так и после смерти блаженной Матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, юродивой Ксении Петербургской и других.

Православная Церковь канонизирует праведников не для их возвышения, они уже получили награду на Небесах, а для оставшихся на земле, как пример подражания. При канонизации Церковь тщательно изучает не только жизнь, но и смерть человека, причисленного к лику святых.

Условия канонизации во все времена основаны на истинной святости, подтвержденной свидетельствами:

  • Церковь и люди являются свидетелями святости праведника;
  • принятие мученических страданий или смерти за Христа;
  • совершение чудотворений через молитву;
  • совершение первосвятительского и святительского служения;
  • при отсутствии чудотворения ведение добродетельной, праведной жизни;
  • безукоризненная православная жизнь;
  • широкая известность среди населения;
  • искреннее народное прижизненное почитание.

При Церкви создана Епархиальная комиссия, скрупулезно рассматривающая документы на причисление к лику святых, после чего те направляются в Синод, где и выносится окончательное решение. Новопреставленного святого почитают торжественной службой, после этого пишется его икона.

Древняя Церковь причисляла к лику святых всех святых, пострадавших за христианскую веру, ибо мученическая кровь смывала все грехи. История православия хранит много прекрасных людей, которые много совершили добрых дел для человечества, но святость подразумевает совсем другое.

Даже обладая дарами, такими как чудотворение, прозорливость или исцеление, человек не может считаться святым. Об этом нас предупреждает Новый Завет (Матв. 24:24-25), говоря о том, что последнее время будет характеризоваться явлением лжепророков и лже чудес. Колдуны, экстрасенсы творят чудеса, но не являют собой образец святости.

Зачем молиться святым

Полки книжных магазинов завалены литературой, гарантирующей исцеление и избавление от зависимости при условии почитания целителя и исполнения определенных обрядов. Все это берет начало в язычестве.

Православная Церковь подчеркивает святость праведников, которые стали молитвенником Господними, при этом делается акцент не на силу причисленного к лику святых человека, а на мощь и благодать Бога.

Читайте также:  Что делать если волосы стали выпадать клочьями

Важно! Православные верующие обращаются к святым в молитве, когда чувствуют недостаток личной веры. Как часто можно слышать просьбу к друзьям о том, чтобы поддержали в молитве.

Сам Господь через книгу Иова сказал молиться о других. Грешная натура земного человека не позволяет ему близко приблизиться к создателю, поэтому люди и взывают к святым, доказавшим при жизни любовь к Творцу и человечеству.

Какому святому и когда молиться

Православная Церковь не поддерживает «выборность» святых, помогающих в тех или иных случаях. Почему при боли в голове надо обязательно молиться Иоанну Предтечи по причине его отрубленной головы, или при проблеме с глазами почитать только Матрону Московскую?

Святым целителям, таким как Пантелеймон, Лука, Антип, Харлампий и другим при жизни был дан дар исцеления, который остался со святыми и на Небесах.

Безусловно, изучив жизнь святого воина, ему будут поклоняться воины, а мореплавателю, укрощавшему бури на море, таки как Николай Угодник, возносят молитвы моряки.

Православие называет это благочестивой самодеятельностью. Порой люди сами выдумывают правила поведения и молитвы, как сесть или встать, сколько раз поклониться, и с какой стороны свечу поставить у иконы святого. Это своего рода магизм, а Господь хочет видеть горячее сердце, чистые помыслы, окаянную душу.

Совет! Молитва святому обязательно принесет результат, если просящий будет жить по примеру праведника, к которому обращается.

Исследование жизни святого отзовется в сердце просящего желанием молиться ему, уподобляться чистоте и святости. Чем больше примеров праведности мы будем иметь перед глазами во время молитвы, тем крепче будет становиться вера, и тем чаще будет приходить ответ на молитвы, ибо сказано, что по вере вам дано (Матв.9:29).

Источник

Святые — кто они? И зачем нам нужны такие Божьи «проводники»?

Приблизительное время чтения: 13 мин.

Откуда берутся святые? Как они помогают людям? Действительно ли это возможно, и зачем нам нужны такие Божьи «проводники», — обо всем этом журнал «Фома» расспросил священника Константина ПАРХОМЕНКО, клирика Санкт-Петербургской епархии, автора нескольких книг, вышедших в издательстве «Олма-пресс» и «Издательский дом «Нева».

Отец Константин, давайте поговорим о том, кого вообще Православная Церковь именует святыми. Например, протестанты считают святыми всех, кто стал учеником Христа. В подтверждение этому приводят слова из Евангелия, например: «. а теперь вы святы», и т. д.

Святым всегда называли лишь Бога. Древний пророк, восхищенный на небо, видит на небесах Престол Божий, вокруг летают Ангелы и взывают: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф. » Человек или какой-то религиозный предмет могут быть святыми, лишь если святость им сообщит Бог, если Бог приобщит к Своей Святости.

Итак, святой — значит Божий. Это тот, в ком действует, производит Свою работу Бог. В высшем смысле это тот, в ком, как говорят Священное Писание и Предание, «изобразился» Бог.

В последнем смысле и понимают сегодня это слово православные. Едва ли вы найдете православного человека, который скажет, что он — святой. Это, по крайней мере, нескромно. Напротив, чем праведнее человек, тем очевидней для него, что его от Бога, от Божьей чистоты, праведности, святости отделяет огромная дистанция.

Но в древности, например в Ветхом Завете, святым назывался израильский народ. Не потому, что иудеи были праведными и чистыми, а потому, что это был народ Божий. Как сказал народу Бог, когда евреи вышли из египетского плена и подошли к горе Синай: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». И чуть позже повеление: «. освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь Бог ваш) свят».

Вот то, что Израиль был народом Божиим, как бы отделенным, отрезанным от числа иных народов, позволяло ему называться Святым народом.

Позже такое именование усвоили себе и христиане. Они, как преемники Ветхого Израиля, более того, как истинные почитатели Бога, узнавшие Его Сына, называли себя народом святым, святыми. Святыми называет своих учеников и ап. Павел в своих посланиях.

И когда в Символе Веры мы называем Церковь Святой, это означает не то, что Церковь состоит из святых людей, но что это Церковь Божия. Святость Церкви и ее членам дает Бог.

Отец Константин, а какое значение на небе может иметь причисление к лику святых на земле? Неужели тут, на земле, можно решить что-то наверняка и не ошибиться?

Конечно, нет. Именно для того чтобы «не ошибиться», Церковь и не спешит канонизировать, то есть официально прославлять в лике святых каких-то подвижников.

Церковная канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на небесах.

Для канонизации человека необходимо, чтобы он. уже умер. Только проследив за его жизнью, за его подвигом до самой смерти и увидев, как он умирал, можно понять — действительно ли этот человек был праведником.

А после смерти необходимо, чтобы святость этого подвижника была подтверждена. Богом. Как это возможно? Это чудеса, исходящие от могилы или останков святого, или происходящие в ответ на молитву к нему.

Мало народного почитания. Нужно, чтобы целым рядом чудес был подтвержден факт, что святой рядом с Господом, он молится о нас!

После смерти преподобного Серафима таких сообщений было очень много. То же самое можно сказать о жизни святого праведного Иоанна Кронштадского, блаженной Ксении Петербургской и других святых.

Я знаю множество людей, которые рассказывали об удивительных чудесах в их жизни, совершившихся по молитвам к святому Иоанну Кронштадскому, блаженной Ксении, преподобному Серафиму Вырицкому, блаженной старице Матроне и другим святым задолго до официальной их канонизации.

В Семинарии наша преподавательница Татьяна Марковна Ковалева рассказывала такой случай из своего детства. Ее мама во время блокады очень почитала блаженную Ксению. Был страшный голод, маме поручили забирать карточки за весь дом, и как-то раз она потеряла все эти карточки.

| Читайте также:

Представляете! Потерять карточки всего дома — да это саботаж по тем временам, расстрел! Что делать? Она оставила дочку и побежала на Смоленское кладбище помолиться блаженной Ксении. Татьяне Марковне было тогда 10 лет. Сидит она дома — и вдруг стучат. Кто там? — Открой, деточка. На пороге женщина в вязаной кофте и зеленой юбке, без верхней одежды, хоть и мороз на улице. «Это не вы потеряли?», — и отдает Тане карточки. Да и сколько еще таких случаев было в годы войны! А к лику святых блаженная Ксения причислена лишь в 1988 году.

Возникает вопрос: зачем, в таком случае, нужна церковная канонизация? Она нужна не святому, но нам! Это как подтверждение, что путь жизни святого есть путь настоящего сына православной Церкви, это верный путь!

Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить в их небесном статусе, это не некая церковная награда, от Бога они получили уже все. Святых канонизируют как пример для других христиан.

Читатели журнала «Фома» из числа не пришедших в церковь иногда спрашивают: зачем молиться Богу через посредников, через святых? Неужели милосердный Господь и так меня не услышит? И действительно, с трудом можно представить, как «строгого» Бога уговаривает, умоляет какой-то особо приближенный к Нему святой, и Господь меняет Свое решение по этим молитвам.

Лучшим ответом на этот вопрос будет мнение Самого Господа, которое мы находим в Священном Писании.

Вот Ветхий Завет. История про страдальца Иова. Все, что с ним приключилось, было проверкой его душевной крепости и доверия Богу. Но к Иову приходят друзья и обвиняют его в безнравственности, навлекшей на него скорби. И тогда Господь гневается на друзей. Их слова лживы и притворны. Эти люди своим умом пытаются измерить замысел Божий, пытаются просчитать действия Божии. Господь, прекрасно знающий чистоту жизни Иова, гневно говорит одному из товарищей, Елифазу: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». И далее Господь повелевает друзьям покаяться, принести жертву и. просить молитв Иова: «И раб мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отторгнуть вас» (Иов 42, 8).

Здесь Сам Господь повелевает просить молитв праведника.

В 20-й главе книги Бытия Господь увещевает Авимелеха, царя Герарского, просить молитв Авраама: «. ибо он пророк и помолится о тебе и ты будешь жив. » (Быт. 20, 7).

О молитве праведников недвусмысленно говорит и псалмопевец Давид: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их» (Пс. 33, 16). А в книге пророка Иеремии мы читаем такое горькое свидетельство: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их (нечестивых иудеев) от лица Моего» (Иер. 15, 1).

Да и разве есть какое сомнение, что Бог слушает Своих праведников, если Он Сам утверждает: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2, 30).

В Новом Завете тоже есть немало указаний на силу молитвы праведников. Апостол Петр: «Очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Петр. 3, 12). Апостол Иаков: «Много может усиленная молитва праведного» (5, 16). И далее — примеры: «Илия был человек, подобный нам (т. е. такой же обычный человек, как и мы), и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17-18). Для ап. Иакова совершенно очевидно, несомненно, что праведность жизни, скажем — святость жизни, позволяет человеку совершать чудеса.

Читайте также:  Как включить титан термекс сенсорный

Может ли Бог отменить приговор над людьми, народом по молитвам святых? Многие факты священного Писания и Предания свидетельствуют об этом. Помните, Авраам умолял Господа, явившегося в виде трех странников, пощадить Содом и Гоморру.

Почему так? У святых отцов находим такую мысль: Христос обещает, что Его последователям будет сообщена божественная благодать: «Отче, славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» (Ин. 17, 22). Если человек трудится вместе с Богом, чтобы преобразить мир, очистить от греха, привести к Богу, можно сказать, что человек становится другом Божиим, сотрудником. Разве можно предположить, что Господь глух к человеку, который всю жизнь отдал Ему, посвятил себя Господу. Такой человек имеет право просить за других, причем просить настойчиво, не как раб или неверный, постоянно предающий хозяина слуга, но как сын.

Мы верим, что смерти как исчезновения души нет; что после физической смерти душа человека продолжает жить еще более активной в духовном отношении жизнью. А значит, что мешает и после отшествия из сего мира, по переселении на небеса, помогать почившему праведнику людям?

| Читайте также:

В книге Откровение Иоанна Богослова мы читаем о замечательном видении тайнозрителя: «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем [то есть Христом], имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Апок. 5, 8), и, чуть позже: «И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела пред Богом» (Апок. 8, 3-4).

Странным и несколько языческим кажется, на первый взгляд, обычай Православной Церкви молиться в каких-то особых случаях особым святым. Понятно, например, почему в семейных неурядицах прибегаешь к помощи св. Ксении Блаженной. Но почему, например, при болящей голове — к Иоанну Предтече?

— В этом, несомненно, бывают перегибы. Мы можем сказать, что некоторые святые еще при земной своей жизни помогали людям в определенных ситуациях. Это святые целители, например, великомученик Пантелеймон, бессребреники Косьма и Дамиан, мученицы Зинаида и Филонилла и др. По преставлении от земной жизни к небесной эти подвижники будут помогать больным людям. Им от Бога был дан дар, он не отнимается и по смерти. Так считает Церковь, и в древнем чинопоследовании Таинства Соборования (иначе Елеосвящения, Таинства церковного исцеления) стоят имена этих святых врачей.

Есть и иные святые, которые помогают в определенных нуждах. Воин — воину, миссионер-мореплаватель — моряку, путешественнику и др.

Но есть примеры надуманные, которые никакой здравой логике не отвечают. Считается, что Иоанн Креститель, которому отрубили голову, помогает от головной боли. Другой святой помогает от гусениц, мышей, колорадских жуков и иных гадов полей и огородов. В некоторых благочестивых брошюрах приводятся длинные списки таких узкоспециальных небесных помощников. Но ни православной вере, ни опыту Церкви это не отвечает, это благочестивая самодеятельность.

Хотя, знаете, лет десять назад со мной произошел такой интересный случай. Тогда я был начинающим семинаристом, где-то усердным, в чем-то наивным. Я ехал в поезде вместе с человеком, у которого страшно болели зубы. У него было какое-то нагноение в десне, все опухло, он не спал несколько ночей. А ехал он на операцию. Вот он сидит с перевязанной щекой, раскачиваясь, и что-то мычит. Мне его так жалко стало! Я говорю: «Может, вам водички принести?» Он кивает. Пошел я к титану воды набрать, а потом вспомнил, что при зубной боли молятся святому Антипе. И помолился ему. К стыду своему скажу, что даже не особо верил в эту затею, просто очень жалко было человека, и я помолился со всей силой этой жалости. Перекрестил воду, дал ему попить. А потом — ну просто чудо произошло. Минут через пять он говорит: «Странно. Я совсем не чувствую боли». А потом лег и спокойно уснул. На следующий день опухоль спала. Не знаю, что с ним было дальше, он утром сошел. Вот так.

У каждого человека есть несколько любимых святых. К ним чаще обращаешься в молитве, им ставишь свечи. Но в храме много других икон, разных святых — еще больше. Не «обижаем» ли мы своим невниманием других? Существует мнение, что все святые вместе с Богородицей составляют на небе как бы единое тело, которое воспевает Бога и молится Ему. Какой смысл подходить именно к «своим» иконкам? Какой смысл, вообще, кроме собственной привычки, несет обычай прикладываться к иконам и зажигать перед ними свечу? Часто можно услышать: «Вот, сходила в церковь перед экзаменом, поставила свечку, и хорошо сдала».

Начну с последнего. В отношении к Богу не должно быть никакого магизма. Не поставила этому святому свечу, не сделала поклона, не поцеловала икону — накажет, перестанет помогать. Подобное отношение недостойно христианина.

Мы должны понимать, что прежде всего Богу нужно наше горячее желание быть подлинными христианами. Господь знает наши жизненные обстоятельства, кто какую имеет нагрузку, кто какую имеет возможность молиться и прочее. Поэтому мы должны искренне не лениться посещать богослужения, стараться молиться, учиться этому. Но если не смогли, опоздали по не зависящей от нас причины, Господь никогда не прогневается.

Однако в нас все-таки очень живуче магическое отношение к Церкви. Если студенту раз помогла свечка, он будет думать, что стоит не поставить свечку, сразу завалит экзамен.

Расскажу один случай. У нас в храме Духовной Семинарии накануне каждого экзамена, для желающих служится молебен перед чудотворной иконой Божией Матери. Так мы просим Богородицу помочь нам успешно экзаменоваться. Один мой знакомый семинарист, мой однокурсник, как-то понял, что он стал внутренне зависеть от этих молебнов. Он боялся, что если пропустит такой молебен — сдаст плохо. И тогда он на какое-то время перестал ходить на молебен. Молился в своей комнате, просил о помощи, но на молебен не ходил. Через какое-то время, когда он понял, что внутренне освободился от страхов, опять стал ходить на молебен.

Но мы отвлеклись. Вопрос в том, почему мы выделяем каких-то святых. В этом нет ничего плохого или странного. Многие святые близки нам своим душевным складом, характером, темпераментом, церковным служением, аскетическими подвигами. Конечно, к таким святым мы испытываем особенное влечение. Нам хочется знать о них, прочитать житие, молитвенно общаться с ними.

В моей жизни было много таких драгоценных для меня открытий. Это, конечно, святой праведный отец Иоанн Кронштадский, блаженная Ксения, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский. Когда я поступил в Семинарию, я испытал большую помощь духовного покровителя нашей Семинарии и Академии апостола Иоанна Богослова. На втором курсе Духовной Семинарии я взял в руки книгу о преподобном Симеоне Новом Богослове и просто «влюбился» в этого человека. То же самое могу сказать о царе и псалмопевце Давиде, мученике Иустине Философе, святых Иоанне Златоусте, Григории Богослове, Максиме Исповеднике, Григории Паламе, блаженной Матроне, многих других.

Своим «вниманием» к одним святым, мы, конечно, не обижаем других святых. Там, где пребывают святые, не бывает мелочных обид, уязвленной гордости и прочего. Но, конечно, если мы как-то особенно выделяем одних святых, не следует забывать, что каждый святой Церкви — уникальная и прекрасная, созревшая для Бога личность. Следует стремиться узнать и о других святых, изучить их жизнь, вглядеться в черты их подвига.

Что значит «сильный» святой? То есть предполагается, что есть «не очень сильные»? У меня дома есть маслице от мощей преподобного Александра Свирского. Это маслице действительно обладает сильным, явно выраженным лечебным свойством. Но не с любым маслицем замечаешь такое действие. Почему так происходит?

Такого понятия, как «сильный» святой, в Православной Церкви нет. Всякий святой, если мы искренне обращаемся к нему за помощью — помогает. То же самое можно сказать и о святом елее (масле) от мощей или лампады святого, о каких-то святых предметах.

Тут тоже могу пример привести из своей семинаристской юности. Вдруг у меня началась экзема. Я не знал, что делать. Она распространялась все дальше и дальше, уже целые участки кожи забирала. А у моего друга было масло с Афона, от какой-то чудотворной иконы Богородицы. Он его просто в банке стеклянной хранил. Я ему говорю: «Слушай, дай масло». Я сходил на акафист Богородице, помолился, потом дома так особенно, «духовно» поужинал, помазал этим маслом пораженные места и лег спать. А со следующего дня у меня началось явное улучшение. Тогда это меня очень потрясло.

Но, конечно, сейчас я стараюсь редко использовать святые предметы, только в крайних случаях.

Читайте также:  Покрытие золотом 24 карата что это значит

Великую благодать может принести любая крошка, капля святыни. И напротив, можно иметь дома десятки частиц мощей, елей, святую воду, а никакой духовной пользы это не принесет, если мы не будем стремиться всем сердцем, всей душою, всей крепостью своей к Богу.

После революции в ГПУ был создан специальный отдел по борьбе с религией. Возглавлял его Е. Тучков. Этот человек причинил Церкви громадное зло, он осудил на смерть сотни ныне прославленных в лике святых новомучеников. Заметьте, встречи с людьми, хоть одна из которых была бы для нас великой честью, духовным откровением, на Тучкова не оказали никакого влияния. Его сердце пылало ненавистью к Богу и Церкви и было закрытым для благодати.

В общем, любая святыня может принести нам духовную пользу, если мы принимаем ее с благоговением. И никакая святыня, даже самая величайшая, не сможет растопить лед, если человек этого не хочет, ведь Бог уважает нашу свободу.

«Пошел я к титану воды набрать, а потом вспомнил, что при зубной боли молятся святой Антипе. »
А святой Антипа — мужчина. Надо «святому»
Простите, опечаталась сама в предыдущем комменте

В тексте опечатка:». помолился святОЙ Антипа. «, а не святому Антипе(Пергамскому)

Здравствуйте! Не хочу никого обидеть — просто ищу истину. Интересует такой вопрос — всё-таки почему молимся святым откуда мы знаем о истинной их святости — можем видеть дела их, но сердце и искренность намерений видет только Бог и он решает кто Царство Его наследует — откуда мы знаем, что они вознеслись уже на небеса и ходатайствуют за нас перед Богом ведь когда второе пришествие будет тогда мёртвые востанут и Суд будет и решится кто с Богом будет, Христос завещал, что только Он есть путь истина и жизнь и он ходатайствует за нас и учил он Отцу молиться — Оте Наш. И не учил Богородице Марии молиться или они не будут судимы на общем суде на Втором Пришествии — они уже с Богом на небесах раньше других — мы ведь не знаем чистоту их сердца, а добрые дела можно делать и с греховным злым сердцем и корыстливым умыслом. Ведь лучше Богу молиться на прямую — любит Он всех одинаково и Святых и грешных — зачем тогда посредники в молитве. Я согласен уважать и почитать праведных людей и духовных учителей нужно после их смерти. Но их уже ставят в один ряд с Богом — им молятся просят их спасти людей, а ведь это во власти только Бога. Даже есть иконка — три картинки в один ряд — Христос, Николай чудотворец и Богоматерь. Как понять — не заблуждаются ли люди? Ведь бесы тоже, что бы искусить людей могут помогать людям, а люди будут думать, что молитва Николаю Чудотворцу помогла им и Сам Николай помогает. Бог Он ведь ревнитель — Он сам завещал — Да не будет других Богов кроме меня. Где истина? В чём я заблуждаюсь?

Спасибо за статью, очень полезно было узнать. Однако, не нашла ответа на вопрос: по истечении какого времени покойного возводят в сан святого? И ещё: почему возвели в сан святых людей, которые при жизни убивали людей, даже из праведных соображений? Например, Александра Невского, Федора Ушакова, Илью Муромца , Княгиню Ольгу ( уничтожила целое поселение древлян)?
Буду рада, если найду ответ на свой вопрос!

Ольга, тут у Вас два разных вопроса. Мы на них старались отвечать в разных публикациях, и возможно, надо нам будет где-то суммировать написанное. От себя напишу вот что. Сначала очень важная, принципиальная установка, без которой ничего не понять. Установка следующая: жизнь не кончается смертью; смерть — это не конец, и смерть — это, безусловно, драма, но не трагедия. Поскольку жизнь смертью не оканчивается. Посмертная участь человека зависит от собственного выбора человека, от воли любящего нас Бога и от наших общих церковных молитв Богу о человеке. Молитв, которые совершаются и нами тут, на земле, как земной частью Церкви, так и святыми, и ангелами — то есть теми, кому Бог доверил быть заступниками и ходатаями за человечество, за всякого из нас.

Теперь по пунктам. В течение какого времени покойного возводят в сан святого. Вопрос поставлен неправильно. В святость не возводят. Святыми становятся те, кого Бог принял в Царство Небесное. И большую часть святых мы не знаем — но только тех, о ком нам Богом было дано знать, что этот человек свят и соучаствует в деле нашего спасения. А Церковь, точнее, земная её часть, удостоверяет истинность этого через канонизацию святого и церковное его почитание. Как скоро это может произойти? Совершенно по-разному. Почитание Пресвятой Богородицы в среде апостолов существовало уже при Её жизни, поскольку это была Матерь Спасителя. Почитание мучеников среди христиан в Римской империи возникало без специальной канонизации, сразу, как только становилось ясно, что человек убит за веру во Христа (обычно подтверждением тому были так называемые мученические акты, то есть протоколы суда и свидетельства очевидцев. Затем появилась уже более упорядоченная процедура церковной канонизации. Иногда, как, например, со святыми мучениками Борисом и Глебом, понимание и объявление о святости происходило в течение нескольких лет (если не ошибаюсь). А бывало, что проходило осмысление жизни, деяний и духовной связи с кем-то из святых, занимавшее века. Так что тут, с одной стороны, святость даётся Господом сразу, а с другой, понимание и признание человека святым нами, земной Церковью, не имеет ясно установленного срока.

Теперь второй вопрос, относительно тех святых, кто применял насилие. Во-первых, Церковь не считает пацифизм верной идеей и не признаёт учения, типа толстовского непротивления злу силой. Вы можете найти в Писании несколько очень важных слов о любви к врагам. Но нигде не встретите призыва воину бросить свою воинскую службу, отменить смертную казнь или не сопротивляться завоевателям. Неслучайно одним из символов стояния в борьбе с великой Смутой конца 16-начала 17 веков стало в России не только мученичество святителя Гермогена, но и оборона Свято-Троице-Сергиевой лавры, которая так и не сдалась врагу и дралась как воинская крепость. В её защите участвовали все — и военные, и монахи. И в этом Церковь не видит ничего ненормального.

Иное дело — неправое применение силы. Например, братоубийство и насилие, которым в первой половине жизни «прославился» великий князь Владимир. Обратите внимание: после своего крещения Князь сам, подводя итог тому, что натворил, сокрушённо сказал: «Я был зверь, а не человек». Тогда же, после крещения, пытался отменить смертную казнь, но современники были совершенно неготовы к этому, разбой стал разрастаться, и вернуть казнь оказалось необходимым, — иначе множество невинных людей пострадало бы от такой княжеской милости, оказавшись незащищёнными от распоясавшихся бандитов.

Вы спрашиваете об Ольге. Надо помнить, что месть древлянам она совершала также до своего обращения в христианство. Причём по представлениям тогдашнего языческого мира, она вовсе не творила нечто дикое, а напротив, действовала с определённой символически-ритуальной ясностью и чёткостью. И в этом языческое сознание усматривало её особую силу и через такой вот кровавый ритуализм убеждалось, что духи на её стороне. Однако если мы посмотрим на следующие шаги Ольги, то станет ясно, что этот страшный конфликт с гибелью мужа и местью, положил начало глубоким переменам в её личности. И как политика, и как человека. Как политик, она кладёт конец практике «бандитского» способа сбора дани и открывает путь к формированию налоговой системы. Длинный и непростой путь, и тем не менее. А дальше мы знаем Ольгу уже как христианку — строительницу, попечителя, благотворителя, а не убийцу.

Каждый следующий случай тоже требует особого разбора. На который не хватит объёма комментария. Важно понимать только одно: святость не означает признания всех событий земной жизни святого правильными и добрыми. Нет человека, который бы жил и не согрешил. И всякий святой к тому же остаётся сыном своего времени, и его деяния надо рассматривать не через призму представлений нашей эпохи, а на фоне обыденных нравов и обычаев того времени, когда он жил. Одновременно святости не противоречит исполнение ратного долга, особенно когда речь идёт о защите вверенных Богом под руку воина или политика людей, мирных и беззащитных людей. Почему же тот или иной воин или правитель сподобился святости — об этом мы стараемся писать. Но далеко не всё возможно объяснить лишь исходя из наших человеческих, земных представлений. Да и всё ли мы знаем о каждом человеке — святом, либо даже своём современнике, даже о товарище по работе, даже родстаеннике или друге? Уверяю Вас, далеко не всё. Поэтому часть вопроса всегда будет оставаться тайной отношений человека и Бога. А Богу, в отличие от нас, открыто абсолютно всё.

«Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.

Источник

Поделиться с друзьями
Металл и камни